Соблюдение этикета в процессе делового общения - необходимая составляющая ведения любого бизнеса. В отличие от этики, задача которой регулировать моральные нормы общения, этикет диктует правила, принятые для отдельных групп сотрудников и различных ситуаций.
Этикет в этом случае регламентирует нормы общения, иногда вплоть до незначительных мелочей ритуального характера. Это во многом облегчает общение между работниками компании, и играет важную роль в переговорах с партнерами.
Внимание, уделяемое правилам бизнес-этикета, зависит от социального статуса сторон – чем выше уровень, тем больше требований к соблюдению норм. К примеру, в общении менеджера с руководителем проекта обычно не приходится соблюдать таких жестких протоколов, как на уровне руководителей министерств и премьер-министра. Однако, основные принципы общения на уровне деловых отношений касаются любого сотрудника, независимо от иерархического положения в компании и поддерживают корпоративную этику. Для успешной деятельности необходимо соблюдать основные принципы бизнес-этикета.
ПРИНЦИП СТАТУСНЫХ РАЗЛИЧИЙ рассматривает разницу в иерархическом положении работников. Он рекомендует соблюдать определенные правила в общении по вертикали (подчиненный-начальник). Так, например, при встрече с руководством уместно проявить уважение, поздороваться первым, желательно пропустить его вперед при входе в лифт или двери кабинета, но при этом не нужно забегать вперед и открывать их. Соблюдение принципа статусных различий отнюдь не означает чрезмерное поклонение вышестоящим работникам. Нужно искать золотую середину – уметь показать свое уважение и при этом не ронять собственного достоинства.
Следующий принцип - ПОЗИТИВНОСТЬ. Он означает стремление всегда производить положительное впечатление на любом уровне: среди коллег, партнеров, руководства. Позитивность необходима в манере общения, интонациях. Не нужно беседовать с коллегами на унылые темы и жаловаться на личные неудачи. Будьте позитивными. Имеет значение даже ваш облик и имидж. Не допускайте негатива в невербальных знаках общения.
Немаловажен принцип УВАЖЕНИЯ ЧУЖОГО МНЕНИЯ. Это отнюдь не значит отсутствие своих собственных суждений, но отстаивание своих интересов должно быть аргументированным. Внимательно слушайте оппонента и стремитесь найти в его позиции рациональное зерно. По окончании дискуссии стоит поблагодарить за интересный диспут, даже если ваше мнение осталось прежним.
Огромное значение в деловом общении имеет принцип УМЕСТНОСТИ. Ваши действия, внешний облик и манера поведения должны соответствовать ситуации. Свободный стиль общений, уместный на корпоративной вечеринке, совершенно неприемлем в трудовые будни. А броские украшения будут сомнительно сочетаться с деловым имиджем.
Принцип ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ играет важную роль в упрощении делового общения, особенно в процессе переговоров. Нормы бизнес-этикета тщательно регламентируют всевозможные мелкие детали. Это помогает избежать неловких ситуаций, поскольку зная протокол легко определить стандарт поведения в каждой ситуации. Наиболее ярко принцип предсказуемости прослеживается при встрече руководителей государств. Чтобы быть готовым к разным ситуациям не поленитесь изучить основные моменты протокола.
Соблюдение принципов делового этикета значительно облегчает процесс общения и позволяет создавать о себе положительное мнение со стороны коллег и бизнес-партнеров.
© biZataka.ru