Праздник – это попытка внешней радости проникнуть внутрь, а внутренней – выплеснуться наружу. В. Кротов
Корпоративные праздники — неотделимая часть духа компании. Сотрудник должен отлично работать и так же отлично отдыхать. Однако, корпоративный праздник — это не способ «развлечь» сотрудников, это инструмент дополнительной мотивации, элемент формирования имиджа компании и один из самых эффективных методов трансляции корпоративных ценностей.
Как корпоративные мероприятия влияют на организационную культуру
и мотивацию сотрудников?
Человеческий капитал является одним из ключевых ресурсов управления. Вся деятельность предприятия напрямую зависит от того, какой квалификацией обладают его сотрудники, насколько эта квалификация соответствует задачам компании, поддерживаются ли эти задачи соответствующей системой мотивации, как те или иные управленческие решения влияют на эффективность работы персонала. Корпоративная культура - одна из основ существования организации. Она включает в себя интересы, миссию, цели, ценности компании, которые разделяют все сотрудники.
Проявляется корпоративная культура в символике, традициях, одежде и командном духе всех членов организации. Одним из основных способов формирования и поддержания корпоративного духа является проведение различных мероприятий. Это могут быть как тренинги, семинары, конференции, так и празднования значимых событий - профессиональные праздники, день основания компании и, конечно, общегосударственные праздники, такие как Новый год. Корпоративные мероприятия очень важны, поскольку во многом благодаря им сотрудник начинает воспринимать себя частью коллектива. Хорошо спланированное корпоративное событие формирует и поддерживает организационную культуру. Особенно это важно при появлении новых сотрудников в компании.
Какие формы проведения сейчас пользуются особой популярностью?
Кризис кризисом, но праздника хочется всем, особенно в традиционно отмечаемый всеми Новый год. В 2008-2009 годах многие компании из соображений экономии отказывались от подобной формы поддержания корпоративного духа. Однако уже в прошлом году организации оживились и активно настроены на празднование Нового года со своими сотрудниками. Сегодня особым спросом пользуются новогодние программы, направленные на мотивацию и поощрение сотрудников, повышение их лояльности к компании.
Как превратить корпоративное мероприятие в эффективный инструмент формирования и укрепления корпоративной культуры?
Действительно, корпоративное мероприятие может быть весьма эффективным инструментом формирования корпоративной культуры. Но только в том случае, если еще на этапе подготовки организаторы четко сформулируют цели и задачи, которые могут быть решены с помощью этого мероприятия и с учетом этого создадут его концепцию. Бесполезно ожидать высокой отдачи от корпоративного праздника, если он сводится только к развлекательной программе или совместным посиделкам в ресторане за счет компании.
При подготовке мероприятия главными задачами могут быть: сплотить коллектив, укрепить дружеские связи между сотрудниками, создать команду, настроенную на победу в достижении общих целей, продемонстрировать успешность компании на рынке и тем самым повысить мотивацию сотрудников и вызвать чувство гордости за компанию и свою принадлежность к ней, поощрить лучших сотрудников и лучшие подразделения. Принять решение, какие цели достичь, организовывая корпоративное мероприятие, может только собственник или руководитель компании.
Еще один важный момент - соответствие мероприятия целевой аудитории. Разрабатывая программу «Весело встретим Новый год!», внимательно изучите штат компании.
Выступление руководства должно быть обязательно включено в программу любого корпоративного мероприятия. Роль руководства в том, чтобы в торжественной части четко подчеркнуть, что сотрудники - это команда. И еще более необходимо на корпоративном празднике отмечать людей, наиболее ярко проявивших себя за прошедший год.
Нужно сказать, чего компания добилась за прошедший год и что предстоит сделать в будущем. При этом необходимо подчеркивать значимость каждого сотрудника, а не просто говорить о фирме как о некоем юридическом лице. При награждении лучшего появляется стимул как у него самого (он старался, его отметили, а значит, он будет теперь стараться с удвоенной силой), так и у других - тех, кто хочет через год также быть отмеченным. Награждение лучших сотрудников положительно влияет на коллектив.
Что лучше: организовывать праздник самим или обращаться в специальные агентства?
Каждая компания выбирает приемлемый для себя вариант подготовки корпоративного мероприятия. Чтобы понять, следует ли приглашать сторонних специалистов, необходимо сначала определить объем предстоящих работ. Обязательно надо определить цель, формат мероприятия и кто будет принимать участие. Если компания не может справиться собственными силами и хочет обратиться к специалистам, следует выбирать профессионалов, уже имеющих опыт в проведении подобных корпоративных мероприятий, и конечно нельзя в данном вопросе руководствоваться правилом «чем дешевле, тем лучше».
А если компания все-таки решит провести праздник собственными силами, как ей действовать?
Существует несколько типичных ошибок, которые совершают организации, решившие проводить любое мероприятие самостоятельно.
Во-первых, все поручают одному сотруднику, у которого есть свои обязанности. И помимо прямых обязанностей на плечи «избранника» ложится дополнительная работа - это и бюджетирование расходов, и выбор места проведения, и организация развлекательной программы, и заказ подарков, и печать приглашений, и контроль выполнения всеми привлеченными лицами своих обязанностей в срок и с надлежащим качеством, и многое другое. У него может просто не хватить времени и на работу, и на организацию мероприятия. К тому же может не хватить опыта в подобных вещах, из-за чего праздник для всей компании будет испорчен.
Во-вторых, не формулируют для себя цель торжества. В этом случае вечер превратится в простое времяпрепровождение, и перестанет быть элементом корпоративной культуры.Но если организатор сумеет грамотно и творчески подойти к организации «события»: учесть пожелания сотрудников, уложиться в бюджет, и на основе исследования «новогодней корпоративной культуры» создать сценарий, который станет «родным» для каждого члена команды, то праздник обязательно получится! И все надолго запомнят волшебную атмосферу сказки, импровизации и творчества!
О тенденциях в предпочтениях по тематике праздника, формате проведения.
Сейчас на рынке корпоративных мероприятий предлагается множество самых разных идей, особенно для проведения Нового года. Это может и традиционный банкет, и тематическая вечеринка, костюмированный бал, может быть выезд за город на природу или на горнолыжную базу.
Обычно некоторые компании сильно не «креативят» и предпочитают традиционный банкет в кафе или ресторане. Такие вечера, как правило, включают торжественная часть (официальное поздравление руководством своих сотрудников и какие-то ответные выступления от сотрудников), собственно банкет, различные конкурсы, выступления артистов и дискотека.
Однако есть и такие компании, которые нестандартно подходят к проведению праздников. В большинстве случаев на такое идут динамично развивающиеся компании с достаточно молодыми сотрудниками в штате.
И в заключение хочется напомнить, что такие мероприятия очень важны для сплочения коллектива, для того, чтобы каждый сотрудник почувствовал себя частью одной большой компании.
Важно грамотно и творчески подойти к вопросу организации события и тогда праздник обязательно получится и все обязательно его запомнят!
По материалам журнала "Вектор Роста" Консалтингового Агентства "M-Vector"
Читать журнал полностью