Сапарали Шамшиев, отдел регулирования монополий Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР
«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 13 ноября 1997 года, подписан Президентом Кыргызской Республики от 10 декабря 1997 года. Оно должно было указывать на начало перестройки кыргызского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения.
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. До н.э.).
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли (Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей»)
История развития института защиты прав потребителей в Кыргызской Республике
«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 13 ноября 1997 года, подписан Президентом Кыргызской Республики от 10 декабря 1997 года. Оно должно было указывать на начало перестройки кыргызского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения.
Источники правового регулирования в Кыргызской Республике
• Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей»
• Гражданский кодекс Кыргызской Республики
• «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей»).
Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 1 статьи 6 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируются многие нормы иных законов Кыргызской Республики и международных документов, признаваемых Кыргызской Республикой.
В настоящее время действует множество подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:
• Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 1998 года N 667);
• Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы (утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 1998 года N 667);
• Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению и не подлежат реализации потребителям (утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 1998 года N 667);
• Постановление Правительства КР от 28 декабря 2000 года N 760 «О Перечне видов продукции, подлежащей обязательной сертификации по показателям безопасности»;
• Правила бытового обслуживания населения в Кыргызской Республике (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 октября 1997 года N 638);
• Перечень непродовольственных товаров, надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 1998 года N 667);
• Свод правил торговли на территории Кыргызской Республики (утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 марта 2010 года N118);
• Правила предоставления коммунальных услуг населению в Кыргызской Республике (утверждены постановлением Правительства КР от 11 декабря 2001 года N 783);
• Правила пользования водопроводом и канализацией в городе Бишкек, утвержденного постановлением Бишкекского городского Кенеша депутатов от 8 декабря 2005 года №142
• и другие.
По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Кыргызской Республики издавал постановления: «О судебной практике по защите прав потребителей» от 24 декабря 1993 года N 11-04, "О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда" от 4 ноября 2004 года N 11.
Куда обращаться, если ваши права потребителя ущемлены.
Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики является уполномоченным органом по реализации Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».
В настоящее время в сфере защиты прав потребителей работает, включая антимонопольный орган, 4 государственных органа: Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госагентство по охране окружающей среды. Кроме того, решением проблем потребителей занимаются органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей и судебные инстанции. Однако между всеми вовлеченными органами отсутствует четкая координация и механизмы взаимодействия, а также обеспечение прозрачности принятых решений, затрагивающих права потребителей. За 2010 год только антимонопольным органом рассмотрено 144 письменных обращения потребителей о нарушении их прав, т.е. в среднем, в 2 дня поступает 1 заявление. Кроме того, специалисты ежедневно дают потребителям постоянные устные разъяснения о возможном разрешении их проблем.
Действующей процедурой предусмотрено оформление запросов соответствующим образом в письменной форме. Многие запросы аналогичны по содержанию.
Отсутствие свободного доступа к публичной информации, которая может быть получена гражданином или организацией без непосредственного контакта с Госагентством приводит к тому, что сотрудники антимонопольного органа вынуждены тратить рабочее время на устные разъяснения по телефону, многократно повторяя одну и ту же информацию. Это снижает эффективность и результативность работы антимонопольного органа.
Основные права потребителя
15 марта 1961 года Президент США Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
1. Право на информацию.
2. Право на безопасность.
3. Право на выбор.
4. Право быть услышанным.
5. Право на возмещение ущерба.
6. Право на потребительское образование.
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:
7. Право на удовлетворение базовых потребностей.
8. Право на здоровую окружающую среду.
Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day) международный день, когда «во главу угла» ставятся вопросы связанные с защитой прав потребителей по всей планете. Отмечается ежегодно 15 марта начиная с 1983 года.
Всемирный день прав потребителей приурочен к историческому выступлению в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди 15 марта 1961 года. В частности, в своей речи JFK сказал:
«Потребители — это все мы…Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно»
Потребители должны помнить, что самое основополагающее право, определяющее многое другое, - это право на полноценную, объективную, достоверную информации, поданную в доступной форме. А это значит, что, покупая товар продавца, услуги и работу исполнителя, следует самым подробным образом выяснить условия, на которых вы вступаете в договорные отношения. Разовая покупка продуктов в магазине - это тоже реализация вашего устного договора с продавцом, ведь поскольку он продает товар, то уже действует на рынке согласно закону о защите прав потребителей и нормативным правилам, и должен действовать только так, ибо в противном случае он отвечает за нарушение закона и правил.
К сожалению, потребители плохо информированы о своих правах, не знают, куда и в какой форме нужно обращаться, чтобы решить те или иные вопросы. Многие инструменты защиты своих прав либо не известны гражданам, либо они не умеют ими эффективно пользоваться. Нередко потребители просто боятся связываться с продавцами и субъектами, оказывающими услуги, а последние зачастую этим успешно пользуются.
Таким образом, эффективное исполнение антимонопольным органом функций по реализации вышеуказанного закона затруднено с одной стороны низкой информированностью потребителей о своих правах, а с другой стороны недостаточностью взаимодействия с вышеуказанными структурами.
analitika.akipress.org