"Конечная цель красноречия — убеждать людей." Честерфилд Ф.
Многие люди, которым регулярно приходится выступать перед большой аудиторией, хотели бы знать, как можно улучшить свое выступление и сделать его более запоминающимся для публики. Одним из самых блистательных ораторов и мастеров корпоративных презентаций в мире считался и считается всем известный гений компьютерных технологий Стив Джобс. Ниже представлены 10 правил успешной презентации от Стива Джобса, опубликованных в книге Кармен Гало «Как быть великим в глазах любой аудитории?»
1. Создавайте запоминающиеся моменты
Каждая презентация Стива Джобса включает моменты, которые буквально завораживают аудиторию. Эти моменты выступающий продумывает заранее, чтобы дополнить ими свои слайды, материалы сайта, пресс-релизы и рекламные объявления, которые упоминаются в презентации. Нестандартные решения обращают внимание активных блоггеров и становятся самыми яркими событиями на фоне многих презентаций.
Однажды на мероприятии «Rock & Roll» Стив помог аудитории «остыть», пока он прошелся по сцене, на которой выступал впервые после длительного отсутствия по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Он рассказал аудитории, что у него теперь печень человека лет двадцати пяти, который погиб в автокатастрофе, но оказался достаточно щедрым, чтобы пожертвовать свой орган. По словам Стива, его больше не было бы на сцене, если бы не тот великодушный дар.
2. Придерживайтесь «правила трех»
Презентации Стива Джобса, как правило, делятся на три части. «Правило трех» часто используется и в драматургии. Сколько раз вы видели пьесу, состоящую из двух актов? Человеческий разум может сохранить только три или четыре «порции» информации, и Джобс хорошо знает об этом принципе. Во время презентации Macworld 2007 он напоминал публике о «трех» революционных продуктах: MP3-плеере, телефоне и интернет-устройстве связи. Конечно, на самом деле, речь шла только об iPhone.
Человеческий разум может сохранить только три или четыре «порции» информации!
3. Делайте цифры доступными
Когда Джобс представлял IPod в 2001 году, он сказал, что продукт имел 5 ГБ памяти на жестком диске. Только самая технически подкованная аудитории могла бы понять, что значит это число. Однако Джобс пояснил: «Этого достаточно для хранения 1000 песен». Он сделал число еще более привлекательным, объявив, что все эти песни могут поместиться в вашем кармане. Докладчики компании Apple никогда не оставляют больших чисел без комментария, а поясняют их и делают прогноз на будущее.
Например, во время музыкального события «Rock & Roll», руководитель отдела маркетинга Фил Шиллер объявил, что Apple продала 220 миллионов Ipod на сегодняшний день. «Это 73% рынка,» – добавил он. Шиллер пошел дальше и позабавил аудиторию, когда сказал, что Microsoft «подбирается ближе», получив еще 1% доли рынка.
4. Делайте свои мысли наглядными
Презентации Apple поразительно просты и наглядны. Например, на слайдах Стива Джобса очень мало текста. Хотя среднее число слов на слайде PowerPoint не превышает 40, на прошлой неделе в презентации Стива было значительно меньше слов на многих из слайдов. Когда Джобс говорил о популярности ITunes по всему миру, его слайды показывали 23 флага государств вместо их названий.
Когда он сказал, что магазин приложений iPhone празднует свою первую годовщину, появился слайд с тортом, на котором была одна свеча. Когда он говорил о более низких ценах на IPod, новая цена сопровождалась фотографиями плееров.
Психологи называют это «превосходством фотографий»: идеи легче запоминаются, если они подаются в сопровождении зрительных образов, а не просто с помощью текста.
Идеи легче запоминаются, если они подаются в сопровождении зрительных образов, а не просто с помощью текста
5. Создавайте заголовки, которые подошли бы для Twitter
Apple упрощает для средств массовой информации задачу говорить об их продуктах – компания пишет заголовки для СМИ. Журналисты скажут вам, что они хотели бы придумывать свои заголовки, но почему же тогда сотни из них используют фразу «самый тонкий ноутбук в мире», чтобы описать MacBook Air? Потому что это лучший способ описать его! Это самый тонкий ноутбук в мире. Точка.
Стив Джобс всегда описывает новый продукт краткой фразой, которая хорошо вписывается в сообщение Twitter из 140 символов.
Что такое IPod? – «Тысяча песен в вашем кармане».
Что такое Genuis Mix для ITunes? – «Это как будто DJ смешивает песни в вашей библиотеке».
6. Делитесь сценой
Джобс редко делает презентацию в одиночестве. Вместо этого он окружает себя группой поддержки. В октябре 2008 года Джобс представил ведущего дизайнера Джонатана Ива, который просветил аудиторию в вопросе новейшей линии алюминиевых ноутбуков MacBook от Apple. Презентация Джобса редко является игрой одного актера. Он вводит второстепенных персонажей, которые играют ключевую роль в повествовании.
7. Тренируйтесь, тренируйтесь и снова тренируйтесь
По мнению некоторых наблюдателей, Стив Джобс трудится над каждым слайдом, пока они не выглядят «написанными, как стихотворение». Джобс, как известно, тратит час за часом в течение многих дней, репетируя каждый раздел своих записей. Ничего не остается вне его внимания. Презентации Джобса выглядят непринужденно, потому что он потратил часы на их подготовку.
8. Продавайте мечты, а не продукты
Стив Джобс страстно связан с меняющимся миром, и его страсть проявляется в каждой презентации. В мае 2005 года Стив Джобс рассказал выпускникам Стэнфордского университета, что работа заполнит большую часть их жизни … и единственный способ выполнять работу отлично – любить то, что делаешь. Любой человек может научиться конкретным приемам, которые Джобс использует для создания творческих слайдов или интересной истории. Однако аудиторию нельзя вдохновить, если сам выступающий не излучает энтузиазм. Джобс, подобно Мессии, порывается изменить мир. Так, как видит это он. Именно так должен поступать каждый.
9. Добавьте антагонизма
В каждой классической истории герой борется со злодеем. То же самое справедливо и в отношении презентаций Стива Джобса. В 1984 году злодеем была корпорация IBM, которая, по убеждению Джобса, нацелена на мировое господство. И только Apple способна ей в этом воспрепятствовать. Покорять общего врага – мощный стимул, с помощью которого можно привлекать поклонников и последователей.
10. И еще одно … Получайте удовольствие!
Джобсу весело, и это легко заметить. Несмотря на неустанное планирование выступлений и часы репетиций, иногда всё может пойти не так, но Джобс не обращает внимания на мелочи. Когда поломка устройства не позволила Джобсу переключить слайды во время презентации iPhone во время Macworld 2007, он сделал паузу и рассказал очень смешную историю о студенческих годах, когда вместе со своим другом он ходил по общежитию с прибором, который вызывал помехи в работе телевизоров. Джобс и в такой ситуации звучит убедительно, потому что умеет радоваться тому, чем он занимается. Проблема со слайдами здесь ни при чем.
По материалам: журнала "Вектор Роста" консалтингового агентства "M-vector"
Читать журнал полностью