Подарок, преподнесенный с улыбкой, ценен вдвойне. Томас Фуллер
Оригинальные новогодние бизнес подарки производят хорошее впечатление о фирме и могут украсить каждый офис. Когда Вы выбираете бизнес - подарки необходимо обращать своё внимание на материал, из которого изготовлен сувенир и на его качество. Несомненно, выбор подарка - интересный, занимательный, процесс, но зачастую он связан с некоторыми сложностями, к примеру, недостаток времени на выбор. Не нужно дарить скучные, примитивные подарки, ведь только оригинальные, необычные бизнес подарки, бизнес сувениры поднимут настроение и запомнятся всем. Оригинальные бизнес подарки - это, без сомнения, залог долгосрочных и успешных Ваших деловых отношений. Ведь умение дарить подарки - это искусство. Умение дарить подарки бизнес-партнерам – искусство вдвойне!
Преподнесение делового сувенира или бизнес-подарка на Новый год – это целая наука. Причем, наука очень тонкая. В странах Запада, например, существует традиция презентовать подарки стоимостью не выше 20-50 долларов, в зависимости от страны. Дело в том, что более дорогой подарок может быть расценен как взятка и даритель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством. В России, конечно, до такой практики еще очень далеко, но, тем не менее, и у нас в стране существуют гласные и негласные правила хорошего тона при дарении деловых сувениров.
Самая нейтральная и, если можно так выразиться, «безопасная» сувенирная продукция – это открытки или предметы с изображением достопримечательностей. Сувенирная продукция насчитывает такое разнообразие вариантов, что здесь можно подобрать решение на любой вкус. Начиная от недорогих фабричных сувениров и заканчивая дорогостоящими эксклюзивными произведениями ручной работы. Также неплохим вариантом сувенира для делового партнера может послужить ручка или письменный набор. Такой сувенир не должен быть нарочито дорогим (презентуя Parker с золотым пером, Вы ставите партнера в неловкое положение, как бы обязывая его), но и не должен выглядеть как дешевый китайский ширпотреб.
Деловой этикет вполне допускает в этих случаях презентацию подарка с нанесенным на него логотипом Вашей компании. Вообще, общим местом для преподнесения подарков деловым партнером является то, что подарки лучше всего презентовать после окончания переговоров или к какой-либо значимой дате.
Так, например, в тех же европейских странах не принято делать бизнес-подарки до начала переговоров и уж тем более во время их ведения. Ну, а если уж очень хочется произвести благоприятное впечатление дорогим подарком, то придется немного потрудиться. Стоит узнать вкусы, пристрастия и увлечения партнера, чтобы без промаха определиться с подарком. В иных случаях даже дорогая яхта может и не впечатлить контрагента – ведь он может панически бояться воды… Особенно сложно преподносить подарок партнеру, если этот партнер – женщина.
Ни в коем случае не дарите парфюмерию или косметику, даже если Вы – парфюмерный магнат. Такой подарок считается признаком дурного тона, а в некоторых странах – даже сексуальным домогательством. То же касается нижнего белья, да и одежды вообще. Очень часто рекомендуют дарить женщинам посещение дорогого фитнесс-клуба, но ведь она может воспринять это, как намек на несовершенство фигуры. Поэтому лучше ограничиться средним по стоимости нейтральным деловым подарком.
На долгую память
Менеджер по работе с клиентами креативного агентства Adell Young & Rubicam Юлиана Барташ считает, что «привязываться» к подаркам как к способу продвижения по карьерной лестнице не стоит. «Гораздо важнее строить партнерские отношения в течение года, а не надеяться на «новогоднее чудо», которое вдруг вернет благосклонность босса, благодаря одной в меру дорогой бутылке коньяка», - уверяет она.
Важность новогодних даров не стоит недооценивать. «Презент, который понравился больше всего, и человека, который его преподнес, помнят около 60 % людей», - уточняет она. А разве плохо для карьеры «спеца», чтобы его запомнили таким образом?
Правда, чтобы отличиться, придется немало потрудиться. Новогодние дары сотрудника, который имеет «карьерные виды», должны быть интересными, запоминающимися и одновременно не иметь прямого намека на что-либо. Деловой презент призван соответствовать торжественности момента и правилам этикета. Он не должен быть ни дорогим, ни дешевым. Хорошо, если он будет одновременно и приятным, и полезным.
Ошибки дарителей
Основное правило - подарок должен быть уместным и недвусмысленным. Это очень тонкий аспект, особенно, для начинающих дарителей. Например, начальнику преклонного возраста и старой закалки ни в коем случаем нельзя дарить часы. Он может воспринять это как намек о том, что время его сочтено.
Подарок для босса ни в коем случае не должен быть «личным»! «Парфюмерия, предметы домашнего хозяйства и экзотические животные тут неуместны, они могут быть восприняты как фамильярность либо как намек на слишком формальные отношения в рабочей среде», - отмечает она. То же самое относится и к бизнес-партнерам.
Кроме того, опрошенные «Деньгами» эксперты единогласно утверждают: начальству не стоит дарить дорогие подарки. «Когда подарок имеет большую материальную ценность, то вынуждает руководителя чувствовать себя должником. В таких случаях есть большая вероятность того, что босс попросту откажется принять презент», - предупреждает Лариса Зозуля. Следуя деловому этикету, дорогие подарки допустимо дарить партнерам по бизнесу. Единственное «но»: такие презенты должны быть корпоративными и вручаться от фирмы другой фирме. Личными они быть не могут - партнеры могут воспринять это как «коммерческий подкуп».
К разной «живности» в качестве подарка отношение также настороженное. Когда Елене, руководителю трейд-маркетинга крупной компании, сотрудники на Новый год презентовали золотую рыбку, все, в том числе и она, визжали от восторга. Однако после выхода с рождественских каникул вдруг обнаружилось, что рыбка «почила в бозе». С тех пор ее дарителей вспоминают как «подаривших рыбку, которая сдохла…».
Нельзя забывать и о суевериях. Ни в коем случае не нужно дарить в качестве новогодних подарков ножи, иголки и пустые кошельки.
И еще один важный момент - важно помнить, кому и что уже было подарено в прошлый раз. Дарить один и тот же подарок считается грубой ошибкой. Исключение из списка - цветы, конфеты и алкогольные напитки. Кстати, дарить спиртное следует с оглядкой. Например, нужно быть осторожным, выбирая вино в подарок шефу-сомелье: стоит ошибиться годом выпуска или маркой - и подарок утратит ценность в глазах гурмана. Это, кстати, касается любых подарков для «экспертов-в-каком-либо-вопросе». К примеру, человеку, который обожает бадминтон, дарить ширпотребовскую ракетку не стоит.
Лучший мой подарочек
Предлагаем Вашему вниманию подборку наиболее удачных и наименее удачных бизнес-подарков.
ПОДАРКИ КОЛЛЕГАМ
Хорошие подарки
o Сувениры в этническом стиле
o «Восточные»презенты (например, картина-иероглиф «со значением» или набор для чайной церемонии).
o Фигурки символа Нового года
o Шелковые платки или шарфы
o Книги
Плохие
o Личные вещи одежда (в том числе, галстуки).
o Сумки.
o Косметика.
o Средства личной гигиены.
o Духи, туалетная вода
Нейтральные
o Елочные игрушки.
o Фигурные свечи.
o Маленькие елочки.
o Фигурки Деда Мороза.
o Лакомства.
o Хорошее спиртное.
o Письменные принадлежности (ручки, ежедневники)
ПОДАРКИ ШЕФУ
Хорошие
o Коллективные подарки, сделанные руками сотрудников:
o Книга рекордов фирмы
o Коллаж-картина известного художника с заменой персонажей на сотрудников компании. –
o Ручки, письменные приборы с поздравительной гравировкой
Плохие
o Дорогие подарки.
o Спиртные напитки.
o Ваза.
o Настольная лампа.
o Часы
Нейтральные
o Канцелярские принадлежности
o Перьевые ручки элитных марок
o Складной мини-гольф
o Кожаный ремень.
o Портфель
ПОДАРКИ ПОДЧИНЕННЫМ
Хорошие
o Наборы для пикника.
o Ракетки для настольного тенниса и бадминтона. –
o Карнавальные костюмы, маски, парики
Плохие
o Явно дешевые подарки.
o Деньги (их может «подарить» компания в виде праздничной премии, а «лично от себя» начальник делать такого подарка не должен)
Нейтральные
o Изделия из керамики
o Рамки для фотографий. - Фотоальбомы
ПОДАРКИ БИЗНЕС ПАРТНЕРАМ
Хорошие
o Оригинальные дизайнерские аксессуары.
o Наборы для алкогольных напитков (чаши, открывалки, спиртомеры).
o Картины (не коллекционные).
o Миниатюрная машинка
Плохие
o Любые подарки с названием или корпоративным логотипом компании, в которой даритель работает - в случае если это должен быть подарок «от себя»
Нейтральные
o Поздравительные открытки
o Сувениры «новогодние» символы
Итого
Правильно подобрать подарок - целое искусство. В презенте важна не цена, а его уместность. Если попасть «в яблочко», то можно не только осчастливить получателя, но и заработать имидж человека, который знает толк в том, что кому нужно. И умеет реализовывать свое знание на практике. Ну чем не плюс для спеца при построении карьеры?!
В заключение хочется пожелать, чтобы Ваши новогодние подарки пришлись по вкусу их получателям и вызвали только приятные эмоции.
Счастья вам в Новом году!
По материалам журнала "Вектор Роста" Консалтингового Агентства "M-Vector"
Читать журнал полностью