Какой телеканал в 2012 г. стал самым популярным в Кыргызстане, какой телепрограмме зрители отдают свое предпочтение, какие газеты покупаю, а каким доверяют, на частоту какой радиостанции чаще всего настроены приёмники слушателей? На эти и многие другие вопросы, связанные с поведением и восприятием медиа аудитории, дала ответ исследовательско-консалтинговая компания «M-Vector» презентовав в начале прошлой недели результаты второй волны самого крупномасштабного исследования по СМИ в Кыргызстане.
По словам руководителя отдела исследований «M-Vector» Виталия Дергунова, исследование проводилось в два этапа охвативших два года. Благодаря прошлогоднему опросу (размер выборки: 3 502 респондента старше 18 лет), нашим специалистом удалось не просто проанализировать полученные в 2012 году данные, но и, сделав сравнительный анализ, выявить динамику роста или падения рейтингов СМИ. В этом году мы сократили количество респондентов до 2 000, что соответствует предъявляемым международным стандарта, и опросили респондентов начиная с 14-летнего возраста, учитывая возрастающий интерес молодежи к использованию Интернет ресурсов.
Исследование, проведенное методом личного интервью, ещё раз показало, что телевидение пока остаётся самым популярным источником информации - 98,1% из общего числа опрошенных предпочитают ТВ остальным СМИ.
Рис.1 Использование СМИ
80% респондентов отмечает важность и надежность телевидения как источника информации. Растет также и уровень признания «важным и надежным источником информации» Интернета, сравнения с прошлым годом выявило стойкую положительную динамику, которая в дальнейшем будет только увеличиваться.
Специально приглашенный для участия в проекте европейский медиа эксперт Грэм Морланд, на презентации результатов исследования неоднократно отмечал увеличение конкуренции на телерынке Кыргызстана, и существенные отличия в предпочтениях жителей Бишкека от жителей других регионов страны. Так, если по всей республике ОТРК (КТР) занимает лидирующее место (по мнению 20,3% респондентов), то в Бишкеке ОТКР (КТР) лишь на 4 позиции (7,7%) уступая Сары Өзѳн ТНТ (8,4%), НТС+НТВ (8,4%) и оторвавшемуся от остальных безусловному бишкекскому лидеру Первому каналу (ОРТ).
В целом же по республике ситуация значительно меняется в пользу ОТРК (КТР) с общей долей ежедневной аудитории 1 354 587 по сравнению с аудиторией Первого канала (ОРТ) 1 118 347 человек. ЭлТР на протяжении 2-х лет демонстрирует завидную стабильность, удерживая третье «бронзовое место» с общим количество ежедневной аудитории 617 777 человек, 7 канал и НТС+НТВ на четвертом и пятом месте соответственно.
Рис.2 ТВ-рейтинг 2012 года
«Падением года» назвали эксперты нынешнюю десятую позицию (по сравнению с шестым местом в рейтинге прошлого года) 5-канала. Медиа специалисты связывают это с последствиями национализации данного ТВ канала, частичной сменой коллектива и другими сопутствующими трудностями, сказавшимися на контенте и общем интересе аудитории.
Многие СМИ не вполне довольные своими позициями в рейтинге, сетуют на отток рекламодателей после проведения подобного рода опросов. Однако, по словам Г. Морланда мировой опыт доказывает практическую необходимость собранных данных как для самих СМИ, так и для рекламодателей. Первых стимулируя на создание уникального местного контента, вторых на принятие взвешенных решений при распределении рекламных бюджетов.
Дополнительной возможностью для увеличения программ на государственном языке может оказать и предпочтения аудитории по желаемому языку телепросмотра, в котором лидирует кыргызский язык – 58%, на втором месте остаётся русский – 36% , третьем - узбекский – 5%.
Рис.3 Предпочитаемый язык просмотра
Пятёрку радио рейтинга неизменно возглавляет радио «Кыргызстан Обондору», не на много уступает лидеру «Европа Плюс», с третьим местом в рейтинге случился небольшой казус (не все респонденты знают о том что «Азаттык» это не самостоятельная радиоволна, а всего лишь аналитическая передача пользующая частотой вещания «Биринчи радио»), разрешить который удалось, объединив в рейтинге «Биринчи радио» и программу «Азаттык». Четвертое и пятое места рейтинга за «Tumar» и «Авторадио» соответственно. Позиции некоторых радиостанций в разрезе времени прослушивания выводят их на особое место, охват аудитории, например, «Мин Кыял» и «Ретро FM» не столь велик как у «Tumar» и «Авторадио», однако лояльность слушателей не уступает последним, а четкое позиционирование позволяет составить максимально приближенный к действительности портрет «своего радиослушателя».
Рис 4. Еженедельная аудитория радио, 2011-2012 гг.
С вопросом как распределились предпочтения респондентов относительно печатных СМИ, мы обратились к менеджеру проекта компании “M-Vector” – Алтыный Маймековой.
«Новых имен в Топ-5 газет не появилось, немного набранные либо потерянные проценты голосов респондентов не изменили общей ситуации по стране: первое место остаётся за «Супер Инфо» – одной из самых многотиражных газет на кыргызском языке, второе за «Вечерним Бишкеком», третье занимает «Дело№», дальше «Комсомольская правда», «Аргументы и факты». Опять же по Бишкеку читательская ситуация кардинально меняется - аудитория столицы благоволит газете «Вечерний Бишкек» оттесняя «Супер Инфо» на второе место».
Рост числа пользователей Интернета (доступ к Интернету имеют уже 30,2% респондентов), обуславливает и рост интереса к электронным СМИ. Среди мест выхода во всемирную паутину самым популярным ответом оказались – дом, работа, интернет-кафе. Популярность сайтов варьируется в зависимости от направленности: новостные (www.akipress.org), развлекательные (www.odnoklassniki.ru), почтовые (www.mail.ru) и поисковые (www.google.kg) сайты, в каждой из категорий свои любимчики.
Крупномасштабное медиаизмерение, ставшее возможным благодаря поддержке Агентства США по международному развитию USAID, в конечном счете, не что иное, как инструмент призванный повысить эффективность работы СМИ, оказать содействие в вопросах налаживания коммуникаций с широкой общественностью, распределить рекламный бюджет с максимальной долей возвратности вложенных средств.
Как сказал один из участников презентации, отвечая на вопрос о причине улучшения рейтинговых позиций – директор радио «Tumar» Алексей Сидоров: «Коллеги, мы просто стали лучше работать!», чего лично от себя и мы пожелаем остальным представителям четвертой власти.
По материалам журнала "Вектор Роста" Консалтингового Агентства "M-Vector"
Читать журнал полностью