Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстроразвивающихся секторов мировой экономики, несмотря на его общий спад в последние годы. По данным экспертов, темпы роста данной отрасли, практически не пострадавшей от кризиса, составляют примерно 8-14% в год, а чистая прибыль достигает 18% от общего дохода, тогда как в других сферах этот индекс равняется около 5%.
Динамика развития отрасли ощущается и в отдалении от главных мировых фармацевтических рынков. Отечественный рынок также демонстрирует тенденции роста, судить по которым можно уже исходя из количества действующих в стране фармацевтических организаций (3 147 организаций).
СПРАВКА ОТ МИНЗДРАВА, ИЛИ МИНЗДРАВ ОПОВЕЩАЕТ
СИМПТОМЫ КОНКУРЕНЦИИ
Производство лекарственных препаратов требует внушительных финансовых затрат на покупку дорогостоящего сырья и оборудования, поэтому основными игроками кыргызстанского рынка являются дистрибьюторы, занимающиеся перепродажей иностранной продукции. Как показывают данные Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения КР, всего в стране зарегистрировано 6 752 наименований лекарственных препаратов, из которых только 7% - кыргызстанского производства.
АНАМНЕЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ (Опрос населения проведен компанией M-Vector)
1. Какие факторы влияют на выбор лекарственных средств?
При выборе лекарственного средства 73% респондентов полагаются на рекомендации врача. Вторым и третьим главным фактором является эффективность препарата и его цена, получившие практически одинаковое количество голосов респондентов, 32% и 31% соответственно.
Факторы, влияющие на выбор лекарственных средств у респондентов
1. Какой стране доверяют?
Помимо этого, как оказалось, кыргызстанцы склонны больше доверять импортным препаратам, нежели отечественным. Так 50,7% опрошенных ответили, что не доверяют препаратам местного производства.
Доверяете ли вы качеству лекарственных средств отечественного производства?
Обращая внимание при покупке лекарственных средств на страну-изготовителя, респонденты считают Россию производителем самых качественных лекарственных средств (45,2%). На втором месте находится Германия (27,1%). Набирающая обороты на мировом рынке Индия уже отвоевала 9,6% предпочтений местных покупателей.
Какая страна, на ваш взгляд, выпускает самые качественные лекарственные средства?
Для сравнения, в мировом рейтинге стран экспортёров фармацевтической продукции Россия не отличается высокими показателями, занимая пока только 36 место рейтинга, но тот факт, что кыргызстанцы по старинке считают российскую продукцию самой качественной, может сыграть хорошую службу дистрибьюторским компаниям, импортирующим российские лекарственные препараты.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ДИАГНОЗ
Основными видами продвижения на фармацевтическом рынке традиционно остаются массовая реклама (ТВ, радио, газеты), сотрудничество с поликлиниками (врачами), сотрудничество с аптеками (провизорами). Но сегодня в условиях высокой конкуренции эти методы маркетинговых коммуникаций претерпевают эволюционное развитие.
Несмотря на мировые тенденции, на нашем рынке массовая реклама лекарственных средств не вызывает в зрительской среде однозначно негативной реакции. К фарма рекламе в СМИ положительно относятся более 41% зрителей, 37% безразличны, то есть деньги рекламодателей на покупку эфирного времени, в случае с последними, тратятся впустую.
Отношение респондентов к рекламе лекарственных средств в СМИ
В борьбу с равнодушием вступает неуемный креатив, к которому вынужденно обращаются игроки фармацевтического рынка. Конкурентная среда диктует свои правила: хочешь быть узнанным – стань интересным, играй на эмоциях покупателя, заставь себя запомнить!
[ Кашель может стать причиной внезапной и очень глупой смерти.]
[ Глаза — эта не только очень сложный орган, с помощью которого мы видим. Это именно та часть лица, которая выдает все наши эмоции, чувства и помысли. А, заодно, глаза являются одним из самых узнаваемых частей лица. Ну вот посмотреть хотя бы на принты — как тут не узнать Брэда Питта и Бритни Спирс? Поэтому берегите свои глаза — основу вашей индивидуальности.]
[Реклама лекарства от несварения желудка. Ну, тут всё понятно, твоя неожиданность, не делает окружающих счастливее. Возьми под контроль природные слабости!]
Креатив в рекламе - не панацея от всех маркетинговых болезней. Здесь важно сработать без передозировки. Не сделать так креативно, что зритель запомнит только саму рекламу и совсем не обратит внимание на лекарственное средство, вокруг которого всё создавалось.
По материалам журнала "Вектор Роста" Консалтингового Агентства "M-Vector"
Читать журнал полностью