Работа в банке всегда ассоциировалась у большинства с успехом и благополучием. Этим и объясняется переизбыток предложения экономистов и финансистов на рынке труда. В Кыргызстанекаждый год выпускается в среднем около 8 тысяч специалистов с экономическим образованием (данные НацСтатКом), в то время как численность занятых в финансовой сфере составляет лишь 0,7% от общего числа. Этот факт констатирует высокую конкуренцию среди соискателей работы в банковской сфере.
Как построить успешную карьеру в банке? Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? Эти и другие важные вопросы мы обсудили с директором "ДКИБ-Главный" ЗАО "Демир Кыргыз Интернэшнл Банк" Натальей Бабышевой.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Карьера Натальи в банке является ярким примером поступательного и успешного развития. Свой профессиональный путь банкира сегодняшний директор главного филиала начала 17 лет назад с должности ассистент генерального менеджера. Как признается Наталья, большинство руководителей Демир Банка пришли в компанию обычными специалистами, и прошли все ступеньки карьерной лестницы.
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Я люблю амбициозных и целеустремленных людей. И при найме сотрудников отдаю им предпочтение. Но нужно понимать, что короткого пути к успеху не бывает. Большинство руководителей Демир Банка пришли в компанию обычными специалистами, и прошли все ступеньки карьерной лестницы»
ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ВАЖНО? ОПЫТ НЕ НУЖЕН?
Когда Наталья сказала, что диплом и опыт работы это последнее в списке must для кандидатов в Демир Банк, мы удивились. Ведь в каждом объявлении о вакансии в банке жирным шрифтом в требованиях указаны «высшее экономическое образование» и «опыт работы в аналогичной сфере». Но как оказалось, 5 лет за стенами экономического факультета, заверенные и печатью в дипломе, могут сыграть роль только на этапе отбора резюме. Все остальные испытания (тест, собеседование) нацелены выявить личностные качества кандидатов.
«Мое первое образование, с которым я пришла в банк, - романо-германская филология. В дальнейшем, поняв, что данная сфера мне интересна, я пошла учиться на финансиста. Поэтому, когда я набираю сотрудников в компанию, стараюсь увидеть личностные качества кандидатов. Целеустремленность, амбициозность, трудолюбие, активная жизненная позиция, инициативность и открытость к переменам – вот что важно в нашей работе»
В Демир Банке кандидаты проходят 4 этапа отбора: тест и 3 собеседования (в зависимости от вакансии). Принцип построения собеседований прост. Здесь работает пирамида потребностей по Маслоу. Сначала выявляют у кандидата «навыки первой необходимости». Если вы не знакомы с такими терминами как «кредит», «депозит», «аккредитив» или не помните уравление баланса, то до вопросов о хобби и любимой книге дело не дойдет. Третий этап собеседования, как раз таки, нацелен увидеть в кандидате соответствие его личных качеств ценностям, которым банк следует. В случае с Демиром, это лидерство и инновации, быть ориентированным на нужды и потребности клиентов и партнеров и быть лучшим коммерческим банком за высокое качество обслуживания, новые продукты и услуги.
БАНКОВСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
Завелось считать, что работа банкира в основном связана с невероятной массой разных отчетностей. И день сотрудника банка проходит под кипами бумаг. Такие предположения вполне оправданы. В банке, действительно, существуют позиции, на которых требуется экстра-усидчивость и мега-внимательность. Но в основном работа банкира далеко не самая спокойная и, уж точно, не самая сидячая.
«Наши привлеченцы проводят в день до 5 встреч с клиентами. (от автора: В Демире менеджеров по работе с клиентами неофициально зовут «привлеченцами». В других банках такая позиция может также называться «кредитный специалист»). У многих сложился в голове стереотип, что работа банкира представляет собой перекладывание бумажек. На самом деле она у нас очень энергичная. Лично я, в конце дня чувствую себя так, словно разгружала вагоны»
УМЕЙ ОТПУСКАТЬ
Как отметила Наталья, Демир Банк предпочитают брать на работу свежевыпушенных из ВУЗа специалистов. В этом есть зерно рациональности, ведь как говорится «легче научить, чем переучить». Но сотрудничество с выпускниками несет в себе и некоторые риски. Одним из таких является большая текучесть кадров. Молодым специалистам свойственны поиски себя. Не редкость, когда человек понимает, что специальность, на обучение которому он потратил 5 лет, не отвечает его внутренним потребностям. Но к этому в Демире относятся спокойно.
«Демир славится как кузница кадров. За 17 лет работы школу нашего банка прошло большое количество специалистов. Мы этим гордимся. Я одна из тех немногих в компании, которые работают в Демире со дня его основания. Но каждый год в ноябре у нас проходит вечер встреч тех, кто «начинал» Демир Банк. Несмотря на то, что большинство из тех, кто работал с нами в течение этих 17 лет, уже работают в других компаниях, живут в других странах, мы неизменно собираемся каждый ноябрь и постоянно держим связь друг с другом. У нас даже есть своя группа на Facebook»
ВОЗМОЖНОСТИ
Сегодня в Демир Банке более 450 сотрудников. Но штат постоянно растет. Наталья поделилась с нами новостью о том, что в этом году планируется открытие 6 филиалов: в городах Чолпо-Ата, Кара-Кол, Ош, Жалал-Абад, Талас, Нарын. Это значит, что у тех 8 тысяч экономистов, которые выпустятся в этом году на поиски работы, да и не только экономистов, есть возможность освоить такую интересную профессию как банкир.
Желаем успехов!
По материалам журнала "Вектор Роста" Консалтингового Агентства "M-Vector"
Читать журнал полностью