Уоррен Баффет: Как 5 долларов превратить в 50 миллиардов?
В этой статье, Баффет поделился своими секретами и правилами грамотного инвестирования. Согласно этим правилам, наиболее выгодно и надежно долгосрочное инвестирование в акции компаний. Начав с 5 долларов, он стал самым богатым человеком в мире с состоянием в 62 млрд. долларов США, следуя простым и понятным законам инвестирования.
Самые основные законы можно выразить так:
1. Долгосрочный горизонт
Уоррен Баффет утверждает, что «никогда не пытался делать деньги на фондовом рынке. Я покупаю, исходя из предположения, что рынок может быть закрыт на следующий день и открыт вновь лишь через пять лет».
Именно долгосрочное инвестирование позволяет отстранится от множества случайных факторов: настроя инвесторов на фондовом рынке, положения на мировом рынке, колебания стоимости сырья и т.д.
В этой связи одним из примеров могут служить колебания акций компании Соса - Соlа. В 1992 г. Уоррен Баффет рассказывает такую историю: «Если бы вы в 1919г. купили акцию Coca - Cola за $40, то через год она стоила бы всего $19,5. Цены на сахар взлетели, и вы потеряли бы половину ваших денег.
Сегодня эти $40, если вы реинвестировали дивиденды, стоят $1,8 млн, и это все невзирая на большие депрессии и войны. Вот какую хорошую отдачу дает инвестирование в прекрасный бизнес!»
Получается, что покупать нужно такие компании, которые Вы не захотите продать никогда (если конечно Вам не понадобятся деньги).
2. Подробное изучение компании
Под изучением компании понимается совсем не то, чем занимается большинство аналитиков на фондовом рынке, которые изучают возможность роста акции в ближайшее время, изучают возможность покупки акций иностранными инвесторами, следят за малозначимыми новостями и т.д.
Для долгосрочного инвестирования необходимо очень хорошо изучить саму компанию, чем она занимается, насколько востребованные товары и услуги она производит.
Вообще, Уоррен Баффет применяет принцип "покупаю то, чем пользуюсь сам" почти ко всем своим приобретениям. Он обожает пить кока-колу в банках (Berkshire владеет 7% акций компании), расплачивается карточкой American Express (10% акций), бреется исключительно бритвами "Жиллетт" (11% акций), а Washington Post всегда была его любимой газетой (15% акций). И прежде чем купить акции новой компании он хорошо исследует ее бизнесе (не только сухие цифры, но и то чем непосредственно занимается компания).
3. Независимость
Любимой фразой Уоррена Баффета являются слова: «Если вы все такие умные, то почему я такой богатый?».
Он часто поступает вопреки мнению большинства трейдеров и аналитиков. Особенно он не соглашается с теми, кто сосредотачивается на краткосрочных факторах, забывая, куда вообще инвестируются деньги.
По Баффету, чтобы быть хорошим инвестором, мало получить соответствующее образование, отличать хороший бизнес от плохого и даже иметь нюх. Нужно еще обладать уверенностью в себе, чтобы иметь смелость на независимое от толпы мнение; выдержкой, чтобы не выходить за рамки тех ограничений, которые инвестор устанавливает для себя сам (примером является круг компетенции). Плюс к этому необходимо принимать решения самостоятельно.
Уоррен Баффет уверен, что подражание большинству — не самый лучший способ заработать большие деньги: «Меня всегда поражало, как бездумно занимаются подражанием люди с хорошими умственными способностями. Мне лично никогда не приходили в голову хорошие идеи в ходе разговоров с другими людьми».
В одной из статей, посвященных урокам, которые можно извлечь из неудачных инвестиций, Уоррен Баффет так обращается к начинающим инвесторам:
- Я дам вам совет, который я получил в Колумбийском университете и который никогда не забывал, а именно:
«Ты не прав и не неправ, потому что другие люди согласны с тобой. Ты прав, потому что твои факты верны и твоя логика рассуждений верна — и только это делает тебя правым».
Основываясь на этих принципах, существуют критерии оценки акций российских компаний, которые сильно отличаются от выбора большинства фондовых аналитиков. Эти критерии помогают определить те компании, которые наиболее перспективны и принесут наибольшую прибыль в долгосрочном периоде.
1. Долгосрочные перспективы
Необходимо оценить насколько способна компания увеличивать выручку, прибыль, а значит и свою стоимость в течение долгого времени. Важно учесть отрасль, в которой работает компания и те долгосрочные цели и планы, которые она перед собой поставила.
Значимость данного критерия: 20%
2. Явное конкурентное преимущество
Насколько компания конкурентно-устойчива, насколько она защищена от прихода новых конкурентов на рынок или более активных действий уже существующих конкурентов и вообще насколько стабильно потребители будут выделять данную компанию и выбирать именно ее товары и услуги.
Значимость данного критерия: 20%
3. Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия позволяет компании завоевать потребителей и ее результаты могут очень сильно сказаться в долгосрочном периоде.
Значимость данного критерия: 10%
4. Рентабельность компании
Стоит учесть текущую рентабельность компании, а также то, насколько рентабельность компании повышается за счет инвестиций.
Значимость данного критерия: 15%
5. Менеджмент компании
Необходимо оценить как зарекомендовал себя менеджмент компании, насколько он способен реализовать те цели и планы, которые компания перед собой ставит.
Значимость данного критерия: 10%
6. Зависимость от внешних факторов
Необходимо оценить зависимость результатов компании от изменяющихся факторов: политических, налоговых, сырьевых, рынка капитала и т.д.
Значимость данного критерия: 15%
7. Достаточность информации о бизнесе компании
Для того, чтобы быть уверенным в надежности ваших инвестиций, необходимо хорошо знать компанию, в которую вкладываются деньги. Поэтому компания должна быть открыта для инвесторов информационно, сообщать о том, чем она занимается и что планирует делать в будущем.
Значимость данного критерия: 10%
obiznese.com