Свято место пусто не бывает. А именно Кыргызстан сегодня, несмотря на все проблемы в республике, является таким «святым местом». Китайцы это хорошо понимают. И пока Россия пытается заставить КР играть по своим правилам, КНР тихой сапой захватывает экономическое пространство на Тянь-Шане.
Китайцы уже реализуют несколько больших проектов в республике.
Во-первых, с 2009 года они реконструируют стратегическую автотрассу Торугарт-Нарын-Бишкек. Делают это на свои деньги, подрядчиком выступает китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Капитальный ремонт трассы стоит больше 50 миллионов долларов и закончится он к 2014 году.
Во-вторых, с 1 августа 2012 года китайцы начали прокладку через горы республики высоковольтной линии и строительство двух подстанций. Одной в Джалал-Абадской области – «Датка», второй в Чуйской области – «Кемин». Таким образом, электроэнергия, вырабатываемая ГЭС на юге, пойдет на север Кыргызстана по новому, внутреннему маршруту. И тогда угрозы Узбекистана и Казахстана о выходе из Центрально-Азиатского энергетического кольца нашей стране страшны уже не будут.
КНР выделило на строительство ЛЭП и двух подстанций 390 миллионов долларов. Причем за сохранность кредита китайцам беспокоиться не надо. Деньги выделены напрямую, минуя кыргызское правительство, китайской компании ТВEА, которая обязана сдать новые объекты под ключ через три года. «В горах на различных высотах будут установлены 1180 опор. Насколько я знаю, на постсоветском пространстве это первая столь грандиозная стройка. Проект должен быть завершен за три года, но это – согласно заключенному контракту. Все надеются, что энергия пойдет по новой линии уже в декабре 2014 года, когда киргизской энергетики исполнится 80 лет. Ввод в эксплуатацию «Датки-Кемина» будет отличным подарком к празднику», — рассказал член Наблюдательного совета при Минэнерго КР Николай Кравцов.
В-третьих, на днях КР и КНР подписали намерение ускорить строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Несмотря ни на что, этот проект века, похоже, будет реализован. Хоть он и наносит ощутимый удар по экономическим интересам России – стратегического, как заявляется, партнера нашей республики. Ведь новая железная дорога фактически оставляет не у дел Транссибирскую магистраль, лишая ее грузопотока.
Кроме того, Китай выражает заинтересованность в строительстве нефтепровода из Казахстана через территорию КР и открытии филиалов крупных китайских банков в республике.
В общем, тенденция на лицо. Китай уверенно наращивает свое экономическое присутствие на Тянь-Шане. В отличие от России, которая в основном занимается в республике политикой. А когда Москва спохватится, будет уже поздно. Потому что свято место пусто не бывает…
- Китай сегодня стоит на первом месте по золотовалютным запасам, его мощь и влияние усиливаются постоянно. Нужно учитывать, что китайцы уже захватили местный рынок промышленных товаров, родили от браков с иностранцами детей, которые через пару десятков лет начнут при поддержке Пекина активно вмешиваться в политику государства. Многие забывают, что китайцы — это один из редких этносов в мире, не подверженных ассимиляции. Таким образом, де-факто Кыргызстан через 35—50 лет может стать неофициальной провинцией КНР, — говорит политолог Марс Сариев.
Даир САПАРОВ.
focus.kg