Наталья Слободянюк

 

 

Ваш ребенок достиг «критического» возраста! Ему исполнилось 3 года. На Ваших глазах формируется  совершенно новая личность. Какие-то проявления ее пугают: ребенок начинает вести себя как маленький эгоистичный тиран. Он перечит, жадничает, утраивает истерики-концерты. И все это совершенно нормально. Он завоевывает свое место в жизни. С другой стороны он становится более самостоятельным, рассудительным и многое уже может сделать сам. Это время так называемого кризиса трех лет. Именно от него зависит какие качества лягут в основу личности вашего ребенка.  В это время маленький человечек начинает чувствовать себя  как отдельная часть большого мира, а не одно целое с мамой-папой. И сейчас важно научить его строить свои социальные отношения и контакты. И, по утверждению специалистов психологов, нигде так не получится сделать это как в детском саду. Оно и понятно, невозможно объяснить на пальцах, что такое коллектив, когда ребенок находиться один на один с любящей мамой, бабушкой или внимательной няней.

            Итак, в детский сад.

Государственные детские сады чаще всего пугают молодых родителей. Из уст в уста передаются истории о том, через что приходится пройти ребенку в этих заведениях. Побои, издевательства, унижение - маленький человек рано  узнает жизнь с ее не самых светлых сторон.  Беременная воспитательница бьет вашего ребенка - имеет право, у нее такая маленькая зарплата.          Но «масштабы трагедии» не велики, если принять во внимание, что в нашей республике в настоящее время работает всего 450 дошкольных учреждений, в которых воспитывается около 10 процентов детей младшего возраста. Такие данные обнародовала Нуржамал Бакиева, ведущий специалист управления школьного, дошкольного и внешкольного образования Министерства образования и науки Кыргызской Республики. Перспективы внушают ещё больший оптимизм. Дело сдвинулось с мертвой точки, в которой оно находилось последние 20 лет. А именно столько в КР не  было построено ни одного «типового дошкольного учреждения». Теперь же под них планируют приспособить частные дома, квартиры и «другие объекты». Остается только догадываться, какие объекты имеются в виду. В трех населенных пунктах Ошской области, такими объектами стали, например, палатки.  Хочется верить, что это не будет движение в мертвую зону. Тем более, что санитарный врач департамента госсанэпидемнадзора Министерства здравоохранения КР, Мария Кушобакова, заверила общественность в том, что все «объекты» будут приспособлены для образовательной деятельности с соблюдением санитарных норм.

Большинство имеет возможность устроить своего ребенка в муниципальный детский сад. Условно бесплатный. Из муниципальных средств выделяются деньги только на еду. Игрушки, методические пособия, ремонт и прочее - все за счет воспитанников. Капитального ремонта в детских садах не было по 10-15 лет.

Рассказывает Клара Николаевна Трунова, проработавшая долгие годы в системе дошкольного образования воспитательницей, детским психологом, инспектором дошкольных учреждений.

Если ребенок здоров, то лучшее для него - это детский сад.   Он развивается как в плане общения, так и в плане подготовки к школе. Хотя сейчас в группах по 40 человек. Соблюдение методики в таких случаях просто не возможно. И не только обучение страдает, ребенок не получает должного ухода. Количество детей в группе не должно превышать 25 человек. Много случаев, когда после детского сада ребенок не мог пройти тестирование при поступлении в школу. В школу теперь поступают как в вуз.

В этом плане лучше всего для ребенка это частные сады, сады гимназии. Как правило, там хороший уход - в группе по 10-15 человек. Используют различные альтернативные методики обучения. Много дополнительных занятий: английский язык, кыргызский, хореография, гимнастика. Но платить за такие сады могут позволить себе немногие.

Но и в государственном садике не всегда плохо. Все в первую очередь зависит от заведующей, воспитателя. Например, 140, 123, 120, 111 детские сады очень хорошие. Они муниципальные, но попасть в них довольно трудно.

Лена одна воспитывает дочь.  Ларочка ходит в речевой детский сад. Хотя проблем у нее нет, но мама предпочла отдать ее туда. Группы небольшие  - по 10 человек.  С детьми работают специалисты: психологи, логопеды, воспитатели. Программа мало отличается от обычной детсадовской. «Я довольна. Дочке нравится».

У Светланы 3-ое детей. Все ходят в детский сад. Уже на протяжении 4 лет она воюет с сотрудниками сада. Отказывается делать дополнительные взносы. Это сказывается на отношении воспитателей к ее детям. «Моего ребенка могут за маленькое опоздание выкинуть за шкирку из класса. Но я не сдаюсь.  Выясняю отношения, скандалю. А в принципе неплохо. Бывает и хуже».

И, все-таки, что же предпочтительнее для самого ребенка?  На этот вопрос с удовольствием согласилась ответить кандидат психологических наук, детский психолог, Лия Михайловна Кацева.

- В моей практике был случай. Пришла мама с дочкой. Девочке 3,5 года. Болтушка. Лепечет без умолка. На своем языке. Мама золотая, любит дочь безгранично. Но любви море, а знаний нет. У ребенка серьезные проблемы с речью. За своей любовью родители этого не видят.

С определенного момента своей жизни каждый ребенок должен оказаться в руках профессионала и в соответствующей среде. Условия воспитания играют далеко не последнюю роль. Тепличное, домашнее окружение не всегда лучшее, что может получить ребенок. Имеют значение такие моменты как общение, и в первую очередь -  общение между детьми. Взаимодействие между ними это всегда обогащение и в познавательном и в нравственном плане.  Такой феномен как детская жестокость замечательно сглаживается в детском коллективе. Пример. Ваню дома часто наказывают.  Мама в гневе кричит ему: «Я тебя сейчас придушу». А у Пети в семье более мягкие деликатные отношения. И вот, когда воспитательница спрашивает. «Детки, вы видите, как плохо сделал Вовочка? Как же его наказать?» «Придушить» -  кричит Ваня. «Пусть посидит на стульчике, подумает» - говорит Петя. Поддерживая Петю, воспитательница не только наказывает Вовочку, но и демонстрирует наиболее приемлемую модель поведения Ванечке. Такой воспитательный эффект невозможен дома. Единственное, чего не может дать детский сад - умение общаться с мужчинами. А реальный мир - это мир мужчин и мужских отношений. Но и няня проблемы не решает.

- То есть абсолютно каждый ребенок должен пройти через детский сад для того, чтобы быть готовым к реальной социальной жизни, не считая «мужских» отношений?

- Для нормального ребенка наилучшим вариантом остается все-таки детский сад с хорошим, профессионально подготовленным воспитателем. Но есть случаи, когда необходимо воспользоваться услугами няни. В первую очередь это дети, имеющие  проблемы со здоровьем. Коллектив - это всегда тяжелое испытание для детского организма.  Далее, это дети, страдающие аутизмом и так называемые дети индиго. Первые закрыты в себе.  А дети индиго обладают чрезвычайно высоким интеллектом. Любой коллектив не пойдет им на пользу.

- Как быть,  в случае, когда няня, наряду с гувернанткой, телохранителем и поварихой становится не реальной необходимостью, а показателем определенного социального статуса? Что в таких случаях происходит с детьми?

- Изначально такие дети обречены на отделенность. Они переживают свою оторванность от сверстников как собственную исключительность, которая стирает нравственные границы. Такой ребенок, скорее всего, в подростковый возраст будет склонен к различным правонарушениям.  И, конечно, виновата в этом не няня, а, прежде всего родительская неграмотность.

- Чтобы вы посоветовали таким родителям?

- Найти хорошего специалиста. И если у них много денег, открыть собственный детский сад, куда будет ходить их ребенок.

- Скажите, пожалуйста, а как переживает ребенок то, что вместо матери рядом с ним находится посторонний человек.

- Существует понятие естественного отрыва от матери. Его стадии соответствуют взрослению ребенка. Первая ступень такого отрыва - рождение.  Для того чтобы все фазы созревания прошли успешно, ребенок должен  осознавать свою мать. Даже если он остается с няней, он должен четко представлять, кто есть кто. Мать должна быть на первом месте. Недопустимо, чтобы ребенок называл постороннего человека, даже бабушку мамой. Происходит патологическое изменение сознания. Это - результат патологического отрыва от матери.

- Такого патологического отрыва не происходит, если ребенок ходит в детский сад?

- По крайней мере, детский сад не провоцирует такой отрыв. Там отношения строятся по законам коллектива, там нет семейных отношений. Ребенок смотрит на свою семью со стороны и может правильно расставить акценты.  Еще отправляясь утром в детский сад, как родители на работу, он чувствует собственную значимость.

- В чем проявляется патологический отрыв?

- Ребенок перестает учиться. Плохая учеба, вызывающе агрессивно поведение или, наоборот, пассивность - основные сигналы тревоги. Их источником и может стать патологический отрыв от родителей.  

            Сейчас время, когда специалисты рекомендуют отдавать ребенка в детский сад. Считается, что привыкание к новой обстановке пройдет легче. Есть время подумать. Взвесить все за и против. И принять единственно верное решение. И неважно,  будет это супер-няня, усатый нянь или детский сад. Главное, чтобы было хорошо вашему ребенку.

            Если, несмотря ни на что, вы приняли решение о том, что ваше чудо идет в детский сад, то к этому шагу ребенок должен быть тщательно подготовлен.

 

1. Подготовка дома.

За 1,5-2 месяца попытайтесь приучить малыша к режиму, который ждет его в детском саду. Укладывайте малыша спать часов в 8 - 9.30 вечера, тогда он спокойно может вставать утром около 7 часов. Если ребенок по установившейся привычке будет засыпать после 10 вечера, то в первые дни посещения детского сада у него начнется хроническое недосыпание. Он ослабеет. На нервной почве у него могут появится простудные, желудочно-кишечные и другие заболевания.

  1. Заблаговременно сделайте все необходимые прививки, чтобы они не пришлись на первые дни пребывания в детском саду, когда у вашего малыша начнутся запредельные перегрузки нервной системы.
  2. Постарайтесь поменьше опекать ребенка, приучайте его к большей самостоятельности в  играх и занятиях. Чаще давайте малышу поручения, привлекайте к совместным действия по дому. Помогите ему осознать, что кроме игр, занятий, приятных развлечений и общения есть еще и обязанности, которые надо выполнять вместе со всеми.
  3. Многое зависит от характера малыша. Добрый, отзывчивый, незамкнутый ребенок, имеющий первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, быстро освоится с другими детьми, успешно определит свое место в новых условиях.
  4. Создайте положительный настрой  к предстоящей перемене в его судьбе.

2. Первый день в детском саду.

1. Первый день не должен длиться с утра до вечера. Для начала будет достаточно 1,5 - 2 часов.

2. Не забудьте взять из дома любимую игрушку. Желательно, чтобы игрушка была не очень яркой, неброской. Иначе все дети, с намерением завладеть ею, ринуться к этой игрушке. Может возникнуть конфликтная ситуация.

3. Скажите воспитателю, какими именами вы обычно называйте своего малыша. Ребенок может растеряться, если его, Рыбку, Солнышко или  Котика, начнут звать Васей или Петей.

4. Вечером в семье, не забудьте отпраздновать это радостное событие.

Out of range value for column 'ify_id' at row 1