ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: КТО? КУДА? ОТКУДА? И ЗАЧЕМ?

 

Ирина Литвякова

 

Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики было проведено пилотное обследование. По данным обследования, за пределы Кыргызстана совершается 1442,3 тыс. поездок в год, из них гражданами Кыргызской Республики - 1248,8 тыс. На работу и с целью челночной торговли за год совершается 646,9 тыс. поездок, из них кыргызскими гражданами - 571,4 тыс. (87% общего числа мигрантов).

В основном выезжающие на работу за пределы республики - это население трудоспособного возраста, на долю которых среди лиц, указавших свой возраст, приходится 99,7%. Удельный вес мужчин в численности трудовых мигрантов трудоспособного возраста составляет 66,9%, женщин - 32,7, не указавших свой пол - 0,4%.

Распределение трудовых мигрантов по этническому составу сложилось следующим образом: доля кыргызов в численности трудовых мигрантов составляет 62,5%, русских - 13,2, узбеков - 11,1, казахов - 3,1, татар - 2,3 процента. Удельный вес других национальностей - 7,8%.

Большая часть трудовых мигрантов характеризуется высоким образовательным уровнем.

В ходе опроса выезжающим за пределы республики было предложено определить свой статус занятости, в результате чего сложилась следующая картина. Большая часть выезжающих на работу за пределы республики - это считающие себя безработными (32,7% от общей численности); или временно неработающими (23,2%); их доля в численности трудовых мигрантов в сумме составляет 55,9%. Доля считающих себя занятыми намного меньше - 36,6%, из них индивидуальных предпринимателей - 24,5%, работающих - 12,1%.

В общем числе трудовых мигрантов, выезжающих за пределы республики, 67,6% выезжают на временную работу, а у 32,4% основная цель - челночный бизнес. В региональном разрезе доля трудовых мигрантов, занятых челночной торговлей, в общей численности выезжающих на работу колеблется от 9,8% в Баткенской области до 42,2 - в Таласской области и 43,3% - в г.Бишкек.

Среди стран СНГ наиболее привлекательными для трудовых мигрантов являются Россия (53,1% от общей численности поездок) и Казахстан (28,7%); что объясняется как тем, что обе эти страны обладают более развитой экономикой, так и территориальной близостью к Кыргызстану. Центральноазиатские страны не так привлекательны: в Узбекистан совершается 2% поездок, Таджикистан - 0,2, Туркменистан - 0,1%.

Крупными российскими центрами, особенно привлекательными для трудовых мигрантов, являются города: Москва (22,7% от численности выезжающих на работу в Россию); Екатеринбург (7,2); Новосибирск (6,7); Самара (5,4); Барнаул (4,1); Оренбург (3,3); Омск (3,1); Новокузнецк (3,1); Сургут (2,9); Красноярск (2,4%).

Из стран дальнего зарубежья самыми посещаемыми являются такие центры челночной торговли, как Китай (6,5% от общей численности поездок); Турция (0,9) и ОАЭ (0,8%). Также пользуется популярностью Германия (1,2%); что объясняется поездками кыргызских граждан, занимающихся перегонкой автомобилей.

В ходе обследования трудовые мигранты указали следующие причины поиска работы за пределами Кыргызстана:

  • низкая оплата труда (24,6% от численности выезжающих на работу);
  • нехватка рабочих мест (19,3%);
  • невозможность найти работу по специальности (9,9%);
  • трудности для организации и ведения предпринимательской деятельности (1%);
  • другое (33,8%).

Поступления от мигрантов свободно конвертируемой валюты, которые в виде денежных переводов получает не менее  300 млн. долларов США в год. Эта сумма зарегистрирована официально по данным банков республики. Кыргызстан занимает 8 место в Содружестве независимых государств по сумме денежных переводов из Российской Федерации. Впереди нашей республики идут Украина, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Казахстан и другие. По данным банка России, оборот рынка переводов из стран СНГ в 2005 году составил 4,6 миллиардов долларов США, из которых 10-я часть приходится на Кыргызстан. А из 100% всех денежных переводов 91% - это переводы в страны СНГ.

Главная причина миграции - безработица и низкий жизненный уровень. Осенью 2005г. был проведен подворный выборочный обход, который показал, что уровень безработицы составил 22% экономически активного населения.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА КЫРГЫЗСТАНА, ЖЕЛАЮЩЕГО РАБОТАТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу и достижения 18 летнего возраста.

Для получения разрешения на работу иностранному гражданину необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России по месту постановки на миграционный учет на период временного пребывания с заявлением о выдаче разрешения на работу по установленной форме.

К заявлению прилагаются:

  • копия заявления;
  • цветная фотография размером 30х40 мм;
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
  • миграционная карта с отметкой пункта пограничного контроля;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.

Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу составляет 1 000 рублей.

Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления иностранным гражданином документов, указанных в настоящем пункте.

Уполномоченное должностное лицо территориального органа ФМС России регистрирует заявления, проставляет на нем регистрационный номер и выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия.

Разрешение на работу выдается в пределах установленной квоты на выдачу разрешений на работу территориальным органом ФМС России не позднее 10 рабочих дней после представления вышеуказанных документов при условии достижения иностранным гражданином 18 - летнего возраста, отсутствия в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений. В случае если иностранный гражданин при обращении в территориальный орган ФМС России за получение разрешения на работу не имеет конкретного места работы, то он может обратиться за содействием в трудоустройстве в орган исполнительной власти по вопросам занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Если разрешения на работы выдано иностранному гражданину на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 дней со дня получения такого разрешения предоставить в территориальный орган ФМС России:

  • документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией;
  • документы, подтверждающие отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (лепра (болезнь Гансена); туберкулез, сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид);
  • сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции).

Если иностранный гражданин не представил в установленный срок необходимые медицинские документы, то выданное ему разрешение на работу аннулируется и работодатель обязан расторгнуть с ним трудовой или гражданско - правовой договор.

Иностранному гражданину, получившему разрешение на работу сроком действия более 90 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации, необходимо трудоустроиться до истечения 90 дней с даты выезда в Российскую Федерацию, иначе ему придется выехать из Российской Федерации, несмотря на имеющееся разрешение на работу сроком свыше 90 дней.

 После заключения трудового или гражданско - правового договора работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить об этом территориальный орган занятости соответствующего субъекта Российской Федерации и указать срок действия такого договора для продления срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. После уведомления о продлении срока пребывания иностранный гражданин имеет право находиться на территории Российской Федерации в течение срока действия разрешения на работу.

Отрывную часть второго уведомления работодатель или заказчик работ (услуг) обязан передать иностранному гражданину.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Иностранный гражданин вправе продлить срок пребывания с целью осуществления трудовой деятельности, но не более чем на 1 год. Для этого ему до истечения срока временного пребывания, указанного в уведомлении о постановке на учет по месту временного пребывания, необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России и получить разрешение на работу на новый срок.

В том случае, если иностранный гражданин не обратился за продлением срока действия разрешения на работу, он подлежит административной ответственности виде штрафа в размере 2 500 - 5 000 рублей, а в отдельных случаях - с административным выдворением. При этом иностранному гражданину, подвергающемуся административному выдворению, может быть закрыт въезд в Российской Федерации на срок до пяти лет.

При заключении нового трудового договора работодатель обязан снова уведомить территориальный орган ФМС России о заключении иностранным работником нового трудового договора и передать иностранному работнику отрывную часть нового бланка уведомления с соответствующей отметкой.

Порядок оформления разрешения на работу  для граждан Кыргызстана  или шаги, которые необходимо предпринять, чтобы иметь законное право на работу в РФ

Шаг первый

Необходимо подготовить следующие документы:

1) Заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину (лицевая  и оборотная стороны); прибывшему в Российскую Федерацию, в порядке, не требующем получения визы и его копии.

2) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) Миграционная карта;

4) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращённых слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими. Цветную фотографию 30х40 мм необходимо приклеить на бланк заявления в соответствующем окне.

 

Шаг второй

Подача пакета документов

Заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и все необходимые документы, указанные в «Перечне необходимых документов», подаются иностранным гражданином лично, либо через организацию осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы.

Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - 10 рабочих дней.

 

Шаг третий

Получение разрешения на работу

Разрешение на работу выдаётся иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

При оформлении разрешений на работу в г. Москве необходимо представить медицинскую справку установленного образца. В случае, не предоставления вышеуказанных медицинских документов в установленный срок - разрешения на работу, выданные иностранным гражданам, подлежат аннуляции.

Работодатель, заключивший трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Уведомление состоит из двух частей. Первая часть заполняется работодателем в 1 экземпляре полностью согласно указанным в ней графам, а вторая - на каждого привлекаемого иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель заключил трудовой или гражданско-правовой договор.

 

И последний шаг

Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставленной в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.

Out of range value for column 'ify_id' at row 1