Наталья Слободянюк

 

Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и отличники, причем чаще всего в одном лице».

            Видеть свое чадо в рядах отличников - заветная мечта многих родителей.  Поднимая тосты на днях рождениях своих любимых чад, желают одно и то же. Здоровья, конечно,  послушания и отличной учебы. Если с первым все вроде бы понятно, то со всем остальным возникает много сложностей. Так ли безоблачна жизнь отличников и их родителей?

 Анна Ф. бывшая медалистка. Она  окончила престижный университет с красным дипломам. Преподаватели и родственники прочили ей головокружительную карьеру и самое радужное будущее. Но ничего подобного не произошло. Работать по специальности она не смогла. Личная жизнь не задалась. Мало кто подходил на роль спутника жизни такой «блестящей» особы. Слишком высока была планка отбора кандидатов. Помогла привычка учиться. Женщина овладела иностранным языком, но применить на практике его знание так и не удалось. Она занимается репетиторством, получает кое-какие деньги, и чувствует  исключительно пустоту впереди и вокруг.

            К сожалению, случай Анны далеко не типичен.  Ребенок, который  не привлекает внимания взрослых плохими оценками и дурной компанией, производит впечатление вполне благополучного. Под этой маской могут скрываться проблемы гораздо более серьезные, чем у самого отъявленного  двоечника-хулигана.

            Проведенное в одном из вузов исследование показало, что поступившие вне конкурса медалисты, как правило,  превращаются в довольно посредственных студентов и в очень средних специалистов. Не более 5%, получавших отличные оценки в школе, действительно добиваются успеха в дальнейшем. Кроме того, именно отличники чаще всего становятся пациентами психотерапевтов и психиатров.   

            Так кто же они, отличники? Надо ли радоваться тому, что ваш ребенок «круглый» отличник?

            Не редко «отличник» - это сигнал тревоги, который остается не замеченным за внешним благополучием.  Родителей таких детей может подстерегать целый ряд серьезных проблем.

             

1. «Бегство в пятерки».  Представители этого рода отличников часто получают кличку «ботаник». Ребенок не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками. У него оказывается не сформированным механизм  социальной адаптации. Отличные оценки для него - это защита. Оценками он отстраняется от своих сверстников. Ребенок создает для себя рабочую легенду. «Я умен. - говорит он сам себе, - Они - дураки. Мне все завидуют. Поэтому я в одиночестве». Проблема усугубляется тем, что родители такого ребенка сами верят в это объяснение, более того, они же его и внушают ему.  У такого человека формируется негативное отношение ко всему внешнему миру.  И этот негатив может проявляться в двух  видах. В одном случае ребенок, создает себе собственный мир из абстрактных знаний. Для него получение знаний становится самоцелью, причем применять их где-либо он не собирается. Он использует их для строительства стены, отгораживающей его от окружающих. В другом случае роль этой самой стены исполняют сами  оценки.

2.  «Оценочный невроз» В этом случае человек попадает в зависимость от получаемых им оценок. И не только школьных.  Ощущение временного комфорта наступает, только когда он  оценивается окружающими положительно. Ему необходимо постоянное подтверждение собственной состоятельности и полноценности извне. Причиной этого «невроза» могут быть как заниженная самооценка, комплекс неполноценности, так и метод воспитания в родительской семье.  Чаще всего это так называемый метод «кнута и пряника».  Когда положительные эмоции связаны исключительно с положительными оценками поступков ребенка, и неприятие его как личности.

3.«Витрина».  Этот вариант «отличника» близок к «оценочному неврозу». Разница в том, что   ребенок к этому варианту приходит самостоятельно. Для него это легкий способ утвердится среди окружающих.  У них нет конфликта со сверстниками - они дают списывать контрольные.  Они  на хорошем счету у учителей. Активно участвуют в общественной жизни школы. И все у них, кажется, в полном порядке. Хотя это далеко не так.  Они слишком привязаны к внешним ситуативным обстоятельствам. Их внутренний потенциал не высок. Если такой человек оказывается в ситуации, где он не может проявить себя как «отличник»,  он переживает сильнейший стресс. Понятно, что он стремится избежать такого потрясения, а вместе с ним и стрессовой ситуации. А стрессом для него  будет любая смена привычного образа жизни, действий,  занятий, окружения. Такой человек «застревает»  в привычном, плохо адаптируясь в новом, избегая любого развития и изменения.

4«Семейный отличник».  Он постоянно несет крест своей выдающийся семьи. Его окружают знаменитые дедушка и бабушка, гениальные мама и папа, подающие огромные надежды братья и сестры. В школе, университете, где он учится все помнят заслуги его блестящей родни. В расчет не принимаются ни личность, ни интересы, ни индивидуальность. Он всегда «вторичен» по отношению к членам своей семьи. Его задача не достичь чего-то, а не «посрамить». Все это выливается либо в апатию, либо в бунт против «семейных ценностей». Кстати, именно эта категория «отличников» чаще всего становится завсегдатаями наркологических клиник.

5.«Временный отличник». В эту категорию попадаю детки-умнички  У них все просто замечательно: любящие, заботливые родители, полно друзей, учеба дается им легко, учителя их просто обожают, они душа компании. Все радостно и безоблачно. Но человек быстро привыкает к хорошему. И скоро им начинает казаться, что так и должно быть. Что они избранные и баловни судьбы. И когда приходит время перейти на новую ступеньку жизни они просто оказываются не в состоянии сделать следующий шаг. Им так хорошо и комфортно было до этого, что нет необходимости что-то менять.

С точки зрения психолога эта проблема выглядит примерно так: «Понятие отличник в психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу. Отличники - непохожие на других - люди, чьё поведение и способ мышления отличается от общепринятых - часто привлекают внимание и бывают окружены сонмом стереотипов. Например, таких: - Отличники - скучные зануды. - Отличники - очень поверхностные люди, потому что на самом деле не знают ни одного предмета достаточно глубоко, невозможно быть одинаково компетентным в совершенно различных областях: невозможно одинаково хорошо разбираться в точных и гуманитарных науках. - Отличники - ябеды и подлизы, им ничего не стоит предать интересы товарищей, чтобы выслужиться перед преподавателем в надежде на отличную отметку. А, осознавая свою "инакость", отличник часто становится заложником своей "отличности", неверно истолковывая действия и намерения одноклассников. Например, предложение дружбы может рассматриваться не только как искреннее намерение, но и как потребительское желание иметь возможность списывать. Осознание себя представителем меньшинства - (в нашем случае - отличник среди хорошистов и троечников) - также может искажать обычный ход мыслей и процессы памяти у этого человека; это приводит к тому, что его поведение выглядит неуместным. Отличник часто начинает вести себя настороженно по отношению к одноклассникам, не доверяя им, что ещё более углубляет трещину во взаимоотношениях, если она уже существует. Таким образом, антагонизм между классом и отличником, как правило, бывает обусловлен стереотипами, лежащими в основе предрассудков, которые являются побочным продуктом нашего мышления - способом упрощения окружающего мира. Стереотипы имеют когнитивные последствия и когнитивные источники. Придавая определённое направление интерпретациям и памяти, они заставляют "обнаруживать" доказательства в их поддержку, даже если таковых не существует. Например, желание отличника в школьном походе поставить палатку по всем правилам, сверившись первоначально с инструкцией, может восприниматься одноклассниками не как радение за общую безопасность, чтобы тент не упал всем на головы в самый неподходящий момент, а исключительно как проявление занудства, свойственного отличникам. Поэтому стереотипы устойчивы к изменениям. Стереотипы оказывают большое влияние, когда они сильны, когда судят о малознакомых людях. Стереотипы также могут тонко искажать наши оценки поведения человека, хотя обычно мы отбрасываем за ненадобностью групповые стереотипы при объяснении поведения знакомых нам людей. В силу ряда причин далеко не каждый человек может стать отличником, следовательно, это неординарные, своеобразные, яркие, интересные люди. Для того, чтобы это понять, необходимо ближе познакомиться с ними, что даст возможность отбросить стереотипы их восприятия».

Итак, если Вы счастливый родитель такого ребенка, то не стоит находится в состоянии эйфории от достижений вашего чада,  а все-таки имеет смысл внимательнее присмотреться к нему. Понять кто же там, за маской, ярлыком отличника счастливая, самодостаточная  личность или маленький, испуганный человечек, которому хочется спрятаться за чем-то надежным и прочным.

Out of range value for column 'ify_id' at row 1