«Единое окно» в сфере внешней торговли может начать работу уже в следующем году. В интервью агентству АКИpress глава госпредприятия «Центр единого окна в сфере внешней торговли» Кылычбек Джакыпов рассказал о том, как будет работать «единое окно» и насколько упростится получение разрешительных документов для бизнесменов.
- В Кыргызстане уже существует «единое окно» для регистрации бизнеса и в сфере строительства, что будет представлять из себя «единое окно» в области внешней торговли?
- Сейчас сферу внешней торговли регулируют около 14 ведомств. Мы планируем объединить все эти ведомства через единую информационную систему. Основная идея в том, что человек будет приходить и сдавать документы в одну точку и получать разрешения там же. Сейчас предпринимателю для того, чтобы получить все нужные справки, нужно обойти 4-6 ведомств. К примеру, мы встречались с производителями молочной продукции, которым практически через день приходится ходить департамент ветеринарии и в Санэпиднадзор, помимо этого, раз в пол года получать разрешения еще в двух ведомствах. При запуске нашей системы предпринимателю необходимо будет придти только к нам, либо к брокерам.
Предприниматели перестанут быть курьерами, бегающими от министерства к министерству для получения разрешения. Надеемся, что в будущем система разовьется настолько, что предприниматели смогут подавать заявки через интернет и затем приходить за разрешением либо к нам, либо к брокерам. К примеру в Сингапуре оформление разрешений сократили до 2 минут, в Сенегале — до 3 часов.
- Как долго ведется работа по созданию «единого окна»?
- Подготовительная работа для создания «единого окна» велась несколько лет при поддержке АБР, ГТЦ, ЮСАИД. Госпредприятие «Центр единого окна в сфере внешней торговли» при Минэкономразвитии работает с 27 августа 2009. Но работа с предпринимателями пока еще не ведется, пока идут подготовительные работы.
- Когда «единое окно» заработает полноценно?
- Мы планируем начать работу в конце 2011 года. Сейчас мы также работаем над сайтом www. trade.kg для предпринимателей. Например, предприниматель хочет вывезти какой-либо продукт и не знает какие платежи необходимо сделать, какие разрешительные документы необходимо получить. На данном вэб-сайте он сможет вбить наименование товара, либо его код и узнать, какие документы, платежи и разрешения необходимы. В будущем экспортер сможет подавать заявки на разрешительные документы и оплачивать услуги через интернет.
- Повлияли ли апрельские события на подготовку к открытию «единого окна»?
- Действительно, повлияли. Основная проблема заключалось в том, что были замедленны тендерные процедуры. Кроме того, при участии сотрудников госпредприятия были разработаны регламенты 12 ведомств, но их утверждение было затруднено, поскольку менялось правительство. Данные регламенты очень важны. Дело в том, что процедуры оформления документов для участников внешнеэкономической деятельности не были четко прописаны. Человек незнающий процедуры, приходит в министерство и скитается по коридорам и кабинетам, либо находит «разводящих людей», которые все ему быстро оформляют. На нашем веб-сайте мы планируем вывесить всю необходимую документацию, регулирующую вопросы внешней торговли, что поможет сделать картину понятней и проще.
- Для бизнесменов с введением единого окна сократятся расходы на получение разрешительной документации?
- Для нас это является обязательным условием. Услуги «единого окна» не будут обязательными, а будут предпочтительными. Затраты, конечно, будут, но мы будем работать в конкурентной среде. Ведь если наши услуги будут дорогими, к нам никто не будет обращаться.
- Сейчас для того, чтобы получить разрешительные документы наверняка нужно давать взятки?
- Это не обязательно, но когда человек хочет ускорить процедуру, то, определенные нелегальные схемы существуют.
- «Единое окно» поможет искоренить коррупцию?
- Да, оно поменяет среду, в которой будет сложней использовать коррупционные схемы. Некоторые органы даже сейчас оказывают так называемое «пассивное сопротивление». Они понимают, что затрагиваются внутриведомственные интересы, что некоторые схемы становятся прозрачными.
- Каким образом они оказывают сопротивление? Отказываются сотрудничать с госпредприятием?
- Явного сопротивления, конечно, нет, но находятся поводы для затягивания различных процедур. Некоторые министерства напротив выступают за сотрудничество и активно работают в данном направлении.
Тормозит работу и нормативно-правовая база. Сейчас у нас существует проблема по внедрению электронного документооборота. Госслужащие задаются вопросом: «Мы будем вести все в электронном формате, а завтра придет Финполиция, проверит и что мы им скажем?» Они привыкли, что должна быть бумажная версия, подписанная и с печатью.
Еще одна проблема в том, что в госструктурах не подготовлена информационно-коммуникационная структура. Где-то нет интернета, где-то даже нет локальных сетей, наблюдается низкая компьютерная грамотность сотрудников министерств.
- Доноры помогут с обеспечением госорганов компьютерами?
- Большую работу в этом вопросе ведет проект ГТЦ, при его содействии сейчас реализуется пилотный проект в 6 ведомствах. ГТЦ закупил пилотную систему, на которой мы сейчас работаем, она помогает определить проблемные вопросы. Большой объем финансовой помощи нам оказывает АБР. Сейчас готовятся тендерные документы по определению разработчика основной компьютерной системы для работы «единого окна» для всех ведомств вовлеченных в регулирование внешней торговли.
Сейчас с финансированием нам помогают, но в будущем наше ГП будет выходить на самофинансирование. Когда мы выработаем тарифы, маркетинговый план и начнем предоставлять свои услуги, госпредприятие само будет поддерживать всю структуру, обучение персонала государственных ведомств.
В целом, в Центральной Азии мы пока лидирующая страна по подобным нововведениям. Шаг в шаг за нами идет Таджикистан. Они смотрят на наши ошибки и поэтому продвигаются достаточно быстро.
© Business AKIpress