Прогноз консультантов из IDC: в 2013 году в мире будет 1,6 млрд компьютеров. Именно компьютеры станут доминирующим средством коммуникации, практически прикончив остальные медианосители – телевизор, радио и бумагу, сообщает Slon.ru.
«Медиагаджетами» мы называем такие устройства для потребления контента, которые не лишены и возможностей его создания. Их объединяющее свойство – поддержка всех возможных интерфейсов и визуализации (например, можно будет использовать ваш смартфон как персональный дисплей при нахождении рядом с телевизором).
Еще одна ремарка. Рассуждать о будущем медиагаджетов – значит, говорить о разных потребительских галактиках. Одна представляет собой пространство, где доступны все инновации, а еще достаточно денег для того, чтобы устройства с использованием этих инноваций мог купить простой потребитель. В другой галактике с доступностью гаджетов есть проблемы: их нужно слишком много, и они должны быть очень дешевы, поскольку денег на все не хватает. Дальнейшие предположения о том, какие гаджеты будут популярны в будущем, строятся, скорее, с ориентацией на первый – идеальный – мир.
Смартфон
В ближайшие пять лет основным личным медиаустройством будет все более совершенствующийся смартфон. Управлять им легко, голосовой ввод станет удобным, появятся совершенные инструменты поиска и рекламы, которые зависят от места и контекста получения информации. Уже в 2012 году на рынке могут появиться смартфоны, которые по беспроводному каналу подключаются к внешним дисплеям и превращаются в полноценные компьютеры.
Более отдаленная перспектива – появление «разомкнутых» устройств. В кармане потребителя лежит простой телефон. Но как только он попадают в зону действия сигнала медиасервера, начинает предоставлять все возможные формы связи: от видеотелефонии до конференции 3D с голографическим эффектом присутствия. Правда, увидеть это можно только после 2025 года из-за медленного развития «голограммных» технологий.
При разрешении 20 мегапикселей человеческий глаз перестает видеть разницу между фотографией и реальностью. Уже через несколько лет себестоимость такой матрицы резко снизится, она будет встроена в смартфон, что сделает его хорошим устройством записи фото, видео и звука, объединенным с GPS и софтом для редактирования изображения. Готовые слайдшоу и видео «в прямом эфире» публикуются в интернете.
Внешние дисплеи
Практически все подключенные к розетке приборы будут в состоянии оказать потребителю услугу «дисплея» к 2020 году. И холодильник, и стол, и даже оконное стекло смогут выполнять функцию экрана – конечно, только если это нужно будет человеку в данный момент. Стоимость «электронной бумаги» очень быстро снизится до доступной. Соединить экран с источником видеосигнала можно через беспроводной канал. Подобные технологии блокировалась до последнего времени, потому что производители не были заинтересованы в них, но сами по себе уже доступны.
Какой формы будет экран? По своей природе AMOLED вообще довольно гибкие, и их структурные элементы могут принимать фактически любую форму. В ближайшие пять лет нас ждет промежуточный этап, когда в качестве электронной бумаги в основном будут выступать планшетные устройства. Довольно быстро на это должны обратить внимание производители мебели, которые начнут встраивать «умные поверхности» в столы и шкафы.
Медиасерверы
В ближайшие 2–3 года объединение домашней точки доступа и медиасервера станет нормальным явлением, а через 5 лет – стандартом. Во-первых, это удобно: помогает использовать новые сервисы и делает потребление непрерывным. Во-вторых, потребитель сможет покупать за бесценок медиасерверы с избыточной процессорной мощностью, за что производитель получит доступ к ресурсам компьютера во время простоя. Это выглядит как кластерные вычислительные мощности, состоящие из удаленных рабочих станций. Они позволят компаниям типа HP решать задачи гигантских глобальных дата-центров с меньшими затратами.
Итак, у каждого сотрудника беспроводные мониторы, в переговорных – трехмерные экраны для совместной удаленной работы. В офисе неизбежно существование и «закрытых облачных систем», потому что публичное облако не обеспечивает уровня защиты данных для бизнесов, предъявляющих повышенные требования к защите своей информации.
Сервисы доставки контента
С появлением медиасоциальной сети Ping очевидно, что такие системы будут основаны не только на прямой подписке, но и социальном взаимодействии. Впрочем, логичный путь развития для iTunes и подобных сервисов – более тесная интеграция с поставщиками услуг связи и с банкингом. А вот напрямую конкурировать за внимание потребителя с медиабрендами такие системы пока не смогут.
Поэтому сервисы, основанные на подписке, пусть и социально-определяемой, не будут занимать доминирующую долю рынка. Как показывает история в случае с книгами, «библиотечный» и «магазинный» способ доступа к контенту не исчерпывает всех потребностей. 80% потребителей ленивы и хотят, чтобы сигнал упаковали, донесли, положили в рот и даже прожевали. Существование телеканалов примерно в таком виде, как мы их знаем сейчас, неизбежно.
Трехмерное изображение
Формирование трехмерной картинки без очков не за горами. Например, Toshiba анонсировала такой экран. Впрочем, основные проблемы 3D заключаются в системном отсутствии контента и в ограничениях на его типы. Существующий контент или «спорт в 3D» еще не настолько интересны, чтобы потребитель потерял голову и начал массово пользоваться неудобным девайсом вроде двухцветных очков на веревочке. «Безочковое 3D» пока очень слабое. Технология обогнала контент, и у издателей пока нет экономических и творческих стимулов, чтобы его развивать. Технология 3D может вообще выродиться в тупиковую ветвь до появления систем трехмерной визуализации на основе пространственной голографии. Судя по технологическим дискуссиям, их массовое внедрение может занять больше десяти лет.
Надо понимать, что именно в области масс-медиа масштаб имеет значение. «Вторая потребительская галактика» не сможет в ближайшие двадцать лет позволить себе 3D-телевизоры. При этом основные деньги в мире телевидения зарабатываются именно в этой галактике – где потребителей сотни миллионов и даже миллиарды. Поэтому текущее производство еще долго будет двухмерным, с некоторой долей трехмерных приложений.
Способы ввода информации
Совсем недавно мы имели возможность насладиться концептуальным смартфоном Seabird со встроенными проекционными технологиями, позволяющими заменить тачпэд и клавиатуру. А Google делает ставку на подключение телефона к облаку, которое дает возможность решать задачи суперкомпьютеров. Голосовой поиск, распознавание образов Goggles и онлайн-переводчик надписей по фотографии – все это доступно уже сегодня, а в будущем может заменить способы ввода информации. Например, на переговорах с японским партнером достаточно положить смартфон на стол – русская речь моментально обрабатывается в облаке и звучит японский перевод. Голосовой ввод речи уже доступен в приложениях на мобильной платформе Android, собственный переводчик у Google тоже существует, поэтому такая возможность нас ждет в ближайшие несколько лет.
Однако, предсказания о повсеместном использовании голосового ввода не раз откладывались – доля ошибок при вводе недопустимо высока. Пока виртуальные клавиатуры и тач-скрины не имеют адекватных по скорости ввода альтернатив. Надежда на развитие механизмов предсказания вводимого текста.
Business АКИpress