Моя милиция меня бережет  

 

Раздел подготовлен Ириной Литвяковой

при содействии пресс-службы МВД КР

 

 

Сегодня этим известным вопросом задаются отнюдь немногие, скорее в шутку, а не всерьез пытаясь описать сегодняшнее положение дел в органах правопорядка. Однако проблема собственной безопасности и безопасности жилища по-прежнему остается актуальной. Большинство из нас, в настоящий момент,   рассчитывают целиком и полностью на себя, в тоже самое время на борьбу с возможными преступлениями в нашей стране брошены многочисленные отряды сил правопорядка. Возникает вопрос, чем же занимаются эти самые силы и так уж бесполезна и невидима их работа, как кажется на первый взгляд?! 

Если коснуться системы правопорядка в общем, то необходимо отметить, что в  системе МВД есть Управление Общественной Безопасности (УОБ) и его подразделения непосредственно на местах. Непосредственно с населением имеют постоянный контакт участковые инспекторы милиции и новая их форма - квартальная полиция, которые также подконтрольны УОБ. Главная задача Управления общественной безопасности  (участкового инспектора милиции и квартальной полиции) - профилактика правонарушений и преступлений, правовая грамотность населения.

Обезопасить себя от воров человек может с помощью сотрудников Департамента государственной службы специализированной охраны. В ее арсенале самые современные средства охраны объектов, квартир, любых помещений и автотранспорта. Структура  участковых пунктов  существует. Кроме этого во всех населенных пунктах функционируют отделения (Городские отделы милиции  и Поселковые отделы милиции). Участковые инспекторы участвуют в обеспечении безопасности граждан при обращении к ним. Сопровождать и патрулировать не входит в их обязанности. Цель  - профилактика и участие в выявлении преступлений.

В последнее время во всех айыл окмоту и населенных пунктах республики созданы и создаются  Общественные Профилактические  Центры (ОПЦ); в состав которых кроме сотрудников милиции входят представители госадминистрации, общественности,  руководители организаций, представители судов аксакалов, женских организаций и молодежи. Они знают обстановку в своем селе, районе и осуществляют действенную профилактическую работу, патрулирование, а также помогают милиции в выявлении и раскрытии преступлений.

В феврале 2008 года был создан Общественный совет при министре внутренних дел КР и проведено его первое рабочее совещание. Главная цель совета - оказание содействия органам внутренних дел  со стороны общественности в выработке новых подходов в государственной политике в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка, распространение  правовых знаний, улучшение  воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел.

Общественный совет призван обеспечить согласование интересов граждан, общественных, правозащитных, религиозных и других организаций, органов госвласти и местного самоуправления в вопросах профилактики  правонарушений. Среди направлений его деятельности:

- привлечение граждан и организаций к участию в реализации государственной политики в области внутренних дел;

- выработка рекомендацией МВД по  направлениям    работы;

- содействие в решении вопросов социальной поддержки сотрудников ОВД, военнослужащих Внутренних войск, работников и ветеранов ОВД;

- общественная экспертиза правовых нормативных актов и другое.

 

Немного истории

    Рабоче-крестьянская милиция различных регионов Кыргызстана создавалась в разное время. 31 декабря 1917 "народная" милиция Временного правительства перешла на сторону Советов и начальником Пишпекской городской милиции был избран   Г. Д. Шадилов. На объединенном собрании общественных организаций г. Ош 29 января 1918 было решено сформировать рабоче-крестьянскую милицию.

    Организация милиции в Киргизии в первые месяцы Советской власти проходила не везде одинаково. До августа 1918 она образовывалась в соответствии с теми потребностями, которые определялись конкретными условиями каждого города и уезда. Так, в шахтерских поселках Кызыл-Кия, Сулюкта возникли рабочие дружины, отряды самообороны из рабочих-шахтеров, охранявшие предприятия и линии железной дороги от набегов басмачей. В Жалал-Абаде, Узгене образовались отряды самоохраны, в Токмоке действовал отряд так называемой "Народной милиции", основным ее ядром были большевики. В некоторых местах, до создания милиции, за охрану и порядок отвечали выбранные самим населением уезда конные караульщики, а на отдельных предприятиях была организована добровольческая милиция.     В начале организационного процесса становления форм и методов работы милиции зачастую менялась структура ее органов, что мешало успешной борьбе с правонарушениями и преступностью. К этому следует добавить, что задачи, стоявшие перед милицией, усложнялись из-за начавшейся гражданской войны и иностранной интервенции. Сложившаяся в стране военно-политическая обстановка требовала осуществления общего руководства всеми ее органами из единого центра, единства структуры его аппарата и форм деятельности.
    В мае 1918 по решению Туркестанского съезда Советов ТАССР был образован народный Комиссариат по внутренним и иностранным делам. На местах, в том числе и в Киргизии, при исполкомах Советов депутатов представителями НКВД ТАССР были уездные комиссары, которые могли сменяться по решению общего собрания Советов.
    В конце 1918 на территории Семиреченской области создаются два отделения уголовного розыска - Верненское и Пишпекское (Пишпекский, Токмокский, Пржевальский и Нарынский уезды). Штаты аппаратов уголовного розыска были малочисленны. Так, в отделе угрозыска Ошского уезда насчитывался всего 21 сотрудник. 
     Являясь наиболее организованным аппаратом в системе органов Советской власти на территории Кыргызстана, милиция принимала самое активное участие в осуществлении функционирования всех органов новой власти. Например, в соответствии с инструкцией по охране г. Пишпек и уезда на милицию возлагались такие задачи: борьба с контрреволюцией, уголовными преступлениями, спекуляцией, мародерством, контрабандистами, бомжами, не имеющими определенных занятий, пьянством и самогоноварением, налаживанием контроля за санитарным состоянием улиц, парков, охрана общественных учреждений, предприятии, обеспечение пожарной безопасности и т. д.
   Одной из главных задач рабоче-крестьянской милиции, угрозыска сразу стала борьба с традиционным скотокрадством, спекуляцией продуктами питания, преступлениями на бытовой почве, нейтрализация эпидемий и эпизоотии, часто вспыхивающих в горном крае, лишенном элементарной медицинской помощи. На происшествия выезжали на лошадях, верблюдах, которых у пишпекской милиции явно не хватало (всего 6). Особенно трудно приходилось, когда начиналась внезапная эпидемия и падал скот. Сутками милиционеры не покидали своих постов, чтобы не пропустить скот в зараженную зону, пресечь продажу на рынке мяса павших животных.

Осенью 1918, когда была объявлена мобилизация на восточный фронт против Колчака, многие милиционеры пишпекской милиции вступили в Красногвардейский полк Я.П.Логвиненко, а на их место пришли инвалиды, молодежь.
    3 апреля 1919 Совнарком РСФСР принял Декрет, изменивший положение милиции и создавший лучшие условия для повышения ее боеспособности, укрепления личного состава.
    Во 2-ой половине 1919 года басмаческое движение в Ферганской области усилилось и стало представлять собой серьезную угрозу. Наиболее опасными врагами в это время стали Мадаминбек и главарь "крестьянской армии" Монстров. Общая численность их частей составляла несколько тысяч человек, на вооружении которых имелись две пушки, 13 станковых и 11 ручных пулеметов. Объединенные силы кулаков, белогвардейцев и басмачей после упорных боев в начале сентября 1919 захватили г. Жалал-Абад и Ош. 26 сентября  г. Ош был освобожден частями Красной Армии и бойцами Ошской уездно-городской милиции. 30 сентября был освобожден г. Жалал-Абад.
    Борьба с басмачеством в Кыргызстане была одной из самых напряженных, ожесточенных и драматических страниц в истории гражданской войны в республике. По истории басмачества в Средней Азии имеются многочисленные труды как советских так и западных историков с двумя противоположными концепциями - от идеализации басмачества, как национальных героев, борцов за колониальное освобождение Туркестана, до полнейшей дискредитации как контрреволюционеров, разбойников, насильников и грабителей мирного населения.

    В период восстановления народного хозяйства органы милиции Кыргызстана были составной частью в системе НКВД РСФСР, в задачи которого входило:
       - наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления;
       - наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти;
       - руководство по организации и развитию коммунального хозяйства.
    В работе милиции тех лет имелись серьезные недостатки и крупные упущения. Многие преступления остались нераскрытыми. Это объясняется тем, что органы милиции были недоукомплектованными, не хватало опытных кадров, транспорта, техники. Личный состав не всегда своевременно получал заработную плату, плохо обеспечивался обмундированием.  

     15 декабря 1930 Постановлением ЦИК и Совета Народных Комисаров СССР ликвидируются НКВД союзных и автономных республик, а при Совете народных Комисаров  союзных и автономных республик организуются Управления милиции и уголовного розыска. 25 мая 1931 ЦИК и СНК СССР утвердили первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором в законодательном порядке закреплялись единые задачи органов милиции в масштабе страны, общие принципы их организации и деятельности. С этого времени органы уголовного розыска повсеместно объединялись с милицией в единые государственные  органы. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 был образован Народный Комиссариат Внутренних дел СССР, в подчинение которого передавались органы государственной безопасности и милиции. В составе НКВД СССР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции, в республиках, краях и областях - управления рабоче-крестьянской милиции. К основным функциям НКВД СССР относились: обеспечение революционного порядка и  безопасности, охрана социалистической собственности, охрана государственной границы СССР. 3 июля 1936 принимается "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР".

    В феврале 1941 произошло разделение НКВД СССР на два самостоятельных Народных комиссариата - Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. Аналогичные преобразования произошли в органах внутренних дел союзных республик, в том числе и в Киргизской ССР. Органы милиции были переданы в ведение НКВД.

    Органы внутренних дел вели большую работу по размещению и трудоустройству тысячи чеченцев, карачаевцев, балкарцев, выселенных с Кавказа. За годы Великой Отечественной войны сотрудники милиции самостоятельно и вместе с работниками госбезопасности выявили и ликвидировали 60 групп дезертиров, 236 бандитских формирований, изъяли 1847 стволов огнестрельного оружия, много зерна, скота. При ликвидации преступных групп и задержании вооруженных преступников-одиночек погибло на боевом посту 26 сотрудников милиции.

    В марте 1946 сессия Верховного Совета СССР приняла решение о преобразовании Совета народных Комисаров  СССР и союзных республик в Советы Министров. Вместо НКВД СССР были образованы Министерства внутренних дел (МВД) СССР и союзных республик. Совершенствовались центральный аппарат, низовые звенья милиции. В апреле 1946 вместо ранее существовавших должностей городских инспекторов были учреждены должности участковых уполномоченных, в обязанности которых входило поддержание и пресечение преступлений, укрепление связей с общественностью, принятие и рассмотрение заявлений граждан, поддержание паспортного режима, недопущение хулиганства, детской  беспризорности на участке. Были образованы кадровый и следственный отделы, введены в действие новый Устав постовой и патрульной службы, дисциплинарный Устав милиции. Для обеспечения непрерывной работы органов милиции и руководства суточными нарядами была введена служба дежурных.
    В октябре 1949 решением Советского Правительства милиция была передана из МВД в Министерство государственной безопасности (МГБ). Эта мера вызывалась необходимостью обеспечить более тесное взаимодействие органов безопасности и милиции в борьбе с преступностью. Были увеличены штаты органов милиции, введена новая форма для сотрудников, открыты в горрайотделах классы средних общеобразовательных школ.

    В ноябре 1968 была открыта Фрунзенская средняя специальная школа милиции МВД СССР, ставшая кузницей кадров оперативных работников, участковых инспекторов.  На базе небольшого учебного пункта была создана республиканская школа первоначальной подготовки милицейских кадров. В райкомах и горкомах партии были организованы комиссии по отбору работников на службу в милицию. По направлению партийных, советских органов и коллективов трудящихся на работу в милицию только за 1960 был принят 321 человек. Вместе с сотрудниками в охране общественного порядка активно участвовали народные дружинники.

    Органы милиции сосредоточили свои усилия на обеспечении охраны общественного порядка, на искоренении преступности и нарушений правопорядка. Упразднены были не оправдавшие себя управленческие и дублирующие звенья, укреплены службы угрозыска, существенно усилено звено участковых инспекторов.

    Безусловно, распад СССР создал серьезные трудности в подготовке и обучении кадров, обеспечении ОВД транспортом, горюче-смазочными материалами, криминалистической техникой, обмундированием. В 1991 была открыта Высшая школа милиции МВД. Заключены двусторонние Соглашения о взаимодействии в борьбе с преступностью, подготовке кадров в МВД России, Узбекистана, Казахстана, Турции, КНР и др. Так, в декабре 1989 6-м Главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД СССР при участии МВД Киргизской ССР была начата разработка мер по ликвидации разветвленного преступного сообщества. Было возбуждено 27 уголовных дел. В ходе реализации материалов выявлено более 60 человек сотрудников государственного аппарата, в т.ч. правоохранительных органов, причастных к противоправной деятельности. Отрабатывались данные о влиянии преступной группировки на криминальную ситуацию в Азербайджане и Ошской области. В этой связи был разработан совместный план работы МВД и КГБ СССР. Сотрудники милиции выезжали в США, Германию, Египет и Израиль для изучения опыта работы полиции этих стран. Несколько оживилась совместная работа МВД России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и нашей республики в борьбе с наркобизнесом, создание единых оперучетов, обмена опытом работы. Успешно проводились комплексные операции "Мак". Сотрудники милиции, курсанты учебных заведений, внутренние войска КР находились в Алма-Ате, Баку, Спитаке, Оше для урегулирования межнациональных конфликтов.
   

Милиция сегодня

В    последние годы особое внимание уделяется выявлению организованных преступных групп, мафиозных структур, координации усилий с Министерством Национальной Безопасности, налоговой службой, гостаможней в борьбе с нарушениями законов о приватизации, валютных операциях. Принимаются меры по совершенствованию управленческой деятельности, приближению милиции к населению путем открытия новых ПОМ, персональной ответственности каждого сотрудника за раскрытие преступлений. Принимаемые меры дали положительные результаты. Так, в 1997 было зарегистрировано преступлений на 6,3% меньше, чем в 1996. На 17,4% меньше совершено преступлений, на 8,3% уменьшилось количество зарегистрированных имущественных преступлений. Снизилось число грабежей, разбойных нападений, краж автотранспорта. Общая раскрываемость составила 76,3% против 69,8 в 1996. Заметно возросла раскрываемость умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, мошенничества. Раскрыто 4836 преступлений прошлых лет, в т.ч. 142 убийства. Рецидивность преступных групп: было выявлено в 1995 -13, а в 1996 - 115. За последние два года органами внутренних дел было обнаружено и обезврежено более 400 преступных устойчивых групп.

    Борьба с преступностью потребовала значительных усилий и организованности, а участие в ликвидации последствий стихийных бедствий в Жалалабадской, Ошской областях, экологической катастрофы на Ыссык-Куле проверило готовность личного состава ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Принятые органами внутренних дел республики меры позволили по сравнению с 1997 снизить на 8,4% количество зарегистрированных преступлений, в т.ч. по линии Уголовного розыска на 10,1% и на 5,1% улучшить общую раскрываемость преступлений.    Меньше совершено убийств, тяжких телесных повреждений без смертельного исхода, со смертельным исходом, изнасилований на 838 случаев, скотокрадства и незаконных завладений автомототранспортными средствами на 215 случаев.

   В настоящий момент основные усилия органов внутренних дел  сосредоточены на: 
       - улучшении организаторской работы ОВД, координации и взаимодействии всех звеньев служб и подразделений МВД в обеспечении охраны общественного порядка, раскрытии и расследовании преступлений;

       - дальнейшей разработке механизмов и реализации мероприятий по борьбе с преступлениями в сфере экономики, выявлении и привлечении к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов, членов организованных преступных группировок и наркодельцов;

       - укреплении правопорядка на местах путем повышения роли и ответственности участковых инспекторов на обслуживаемых участках и зонах;

       - принятии практических мер по совершенствованию структуры МВД, подбора и расстановки кадров, служебной и боевой подготовки сотрудников ОВД и внутренних войск, укрепление дисциплины и законности;

       - дальнейшее совершенствование делового сотрудничества и углубление связей с правоохранительными органами стран СНГ и дальнего зарубежья.  

 

Адреса, телефоны МВД, ОВД г. Бишкек


МВД Кыргызской Республики

Телефоны доверия: +996 (312) 266027

Приемная: +996 (312) 662450

Дежурная часть МВД: +996 (312) 662331, +996 (312) 266027 

Электронаная почта приема обращений и заявлений граждан: secretariat@mvd.kg

Адрес: г. Бишкек, ул. Фрунзе, 469.

 

ГУВД г. Бишкек

Телефон общественной приемной: +996 (312) 662118, +996 (312) 664030

Телефон доверия:+996 (312) 437175

Дежурная часть ГУВД: +996 (312) 437168

Адрес: г. Бишкек, ул. Токтогула, 64а.

 

Главное Управление Безопасности Дорожного движения

Телефон доверия:+996 (312) 630900, +996 (312) 630901 

 

УВД Первомайского района г. Бишкек

Телефон дежурной части: +996 (312) 566043, +996 (312) 563248

Адрес: г. Бишкек, ул. Панфилова 1.


УВД Свердловского района г.Бишкек

Телефон дежурной части: +996 (312) 432815

Телефон доверия: +996 (312) 433275

Адрес: г. Бишкек, ул. Суюнбаева, 73.


УВД Октябрьского района г. Бишкек

Телефон дежурной части: +996 (312) 544184

Телефон доверия: +996 (312) 544116

Адрес: г. Бишкек, ул. Скрябина, 86.


УВД Ленинского района г. Бишкек

Телефон дежурной части: +996 (312) 352947

Телефон доверия: +996 (312) 352741

Адрес: г. Бишкек, ул. Московская, 203.

Out of range value for column 'ify_id' at row 1