Спутниковые системы позиционирования – GPS и Глонасс могут применяться в разных сферах. И если использовать спутники для туристических путеводителей – это новая пока фишка, то мониторинг движения транспорта по GPS известен давно. Несмотря на это, толковые граждане видят свободные ниши и здесь. Один из них – Геннадий Пономарев, основатель компании «Интера-М» (г. Воронеж) и автор системы «Вистар» для оптимизации работы общественного транспорта, такси и транспорта специального. При этом удобства от внедрения системы обещаны не только транспортникам, но и пассажирам.
Составные части системы «Вистар»:
- GPS-приемник. Определяет свои координаты (и координаты объекта мониторинга) через заданные промежутки времени и передает их через устройство связи на сервер.
- Устройство для связи с сервером (обычно – мобильный телефон с поддержкой технологии GPRS). Работает в паре с GPS-приемником, может быть и единым с ним устройством.
- Программное обеспечение пользовательских устройств, компьютера диспетчера и удаленного сервера. Управляет сбором и передачей данных.
- Сервер «Интера-М», где хранится собранная об объектах мониторинга информация.
Система «Вистар» адаптирована для разных потребителей. Это грузовой транспорт, общественный транспорт (маршрутные такси, автобусы, трамваи), такси, скорая помощь, также есть модули для пассажиров и простых автомобилистов.
Главное применение системы – городские маршрутные такси. Клиенты этого решения – владельцы парка маршруток, ставящие на свои машины оборудование слежения. Программа, установленная на компьютере клиента, запрашивает информацию с сервера и показывает текущее положение приемников (и, соответственно, машин); историю перемещения всех приемников клиента; путь, который прошел приемник за нужный клиенту период времени; пробег; другие параметры (например, потраченное топливо).
Система «Вистар» помогает владельцам маршрутов:
- выявить среди водителей раздолбаев и жуликов;
- определить «резинщиков», не выдерживающих график движения и крадущих чужих пассажиров;
- наблюдать за положением транспорта на маршруте;
- вести обширную статистику по водителям, видя, например, количество рейсов, выполненных отдельным автобусом и всем маршрутом за день; среднее время рейсов; пробег автобусов за день; время стоянок на остановках.
«Вистар» позволяет водителям видеть на экране телефона (или навигатора) расстояние от своего автобуса до впереди и позади идущего автобусов того же маршрута, и подстраиваться под «соседей», чтобы выдерживать интервал, при котором успевает накапливаться народ на остановках, вместо того, чтобы устраивать разборки.
В планах компании запуск подсистемы «Пассажир», которая позволит при помощи обычных сотовых телефонов, поддерживающих java-приложения узнать время прибытия транспортного средства определенного маршрута на ту или иную остановку и определить оптимальный маршрут поездки (по времени или по деньгам).
У «Вистар» есть также подсистема автоматического объявления остановок. Работает она также по принципу определения координат маршрутного такси, может объявлять текущую остановку и делать анонс следующей остановки. Система работает на базе навигатора, а файлы с объявлением остановок хранятся на карте памяти гаджета.
Цена приобщения к «космическим технологиям» приятно невелика. Стоимость оборудования для одной машины: навигатор с обратной связью – 8200 рублей; связка «телефон + GPS-приемник» – 6000 рублей. Неуверенным пока в ценности сервиса компания готова предложить оборудование в аренду. К этим затратам следует прибавить стоимость обслуживания системы:
- около 30 рублей в день на машину;
- GPRS-трафик – около 60 рублей в месяц на машину.
В 2007 году «Интера-М» начала сотрудничать с воронежскими фирмами-перевозчиками. А летом 2010 года вышла на московский рынок, где системой «Вистар» оснастили 150 маршруток. Сегодня компания, по информации СФ обслуживает около 2000 единиц транспорта в Москве, Воронеже, Самаре, Ростове, Липецке, Санкт-Петербурге, а также в Киргизии и на Украине.
Компания имеет последователей – конкурентов, но стремится быть лидером направления. Своими козырями в «Интера-М» называют рекордно низкие цены на оборудование, а также принцип пользования системой «Вистар» без предоплаты (только абонентская плата). Для развития бизнеса (а идей у Геннадия хватает, например, это мониторы-терминалы на остановках транспорта, которые будут показывать местоположение ожидаемых людьми маршруток) и выхода в новые регионы компания ищет инвесторов и партнеров-агентов по продвижению системы «Вистар».
coolidea.ru