Одним из вариантов, позволяющих уменьшить нагрузку на корпоративный бюджет, является удаленная работа.
Когда были сокращены все, кого только можно было сократить, начали задумываться о дальнейших путях экономии. И тут выяснились интересные вещи:
1. Зарплата работника – это примерно 40 (!) % от расходов связанных с ним. Остальное занимают расходы по аренде рабочего места, его оборудованию и обслуживанию (компьютер,
телефон, принтер, расходные материалы, канцелярия и т.д.). Таким образом, работник с зарплатой в 30 тыс. руб. в месяц обходится предприятию в 75 тыс. руб. в месяц. А ведь работа может быть выполнена и без этих вложений: компьютер есть дома у каждого, провести интернет работнику – дешевле, чем арендовать офис.
2. В крупных городах вопрос досягаемости офиса это источник сильного стресса для сотрудников. Утренние приключения в общественном транспорте или в пробках (или и то и другое) могут выбить его из рабочего настроя надолго, что снижает общую производительность труда.
3. Над работником вовсе не обязательно ставить надзирателя в виде офис-менеджера (на содержание которого, к слову, так же тратятся серьезные деньги). Если перед сотрудником четко обозначена работа: понятное задание, жесткие сроки и вменяемое вознаграждение, то он все сделает сам, спланировав рабочий режим так, как ему удобно и добившись наиболее эффективного исполнения.
4. В офисе никогда не создать рабочей атмосферы, устраивающей всех. Всегда кто-то будет чем-то недоволен. Ссоры, интриги, сплетни и прочие казусы межличностных взаимоотношений – снижают производительность труда.
5. Для ряда профессий вообще все равно где именно находится работник – хоть на луне. Это
экономисты, бухгалтера, юристы, короче, практически весь аппарат, не связанный непосредственно с производством. Развитие компьютерных сетей и цифровой техники позволяет осуществлять быстрый документооборот даже с обратной стороной Земли.
Таким образом, многие руководители пришли к выводу, что в офисе целесообразно оставить только представительский коллектив (прием заказов, консультации, дирекция), а так же тех, чье присутствие необходимо в силу специфики выполняемых функций.
Всех остальных можно отправить по домам – это убивает большинство проблем межличностного характера, доступности рабочего места и, главное, позволяет снизить расходы на содержание работника примерно на 50 %.
Задания могут рассылаться по электронной почте в заранее оговоренное время, и так же принимается выполненная работа. Здесь вырисовывается одна из проблем, которые ставит удаленная работа – риск нарушения конфиденциальности. Современные почтовые решения, однако, позволяют свести этот риск к минимуму.
Раз или два в неделю целесообразно собирать весь коллектив в одном месте (хоть даже в кафе) для «сверки часов», постановки общих задач и уточнения базовых принципов работы.
Даже если работодатель возьмет на себя оплату интернет трафика, телефонии и канцелярских расходов сотрудника – это, все равно, не пойдет ни в какое сравнение с расходами на обустройство полноценного офисного рабочего места.
В силу указанных причин, удаленная работа, медленно, но верно, распространяется среди фирм больших средних городов. Особенно в условиях кризиса, когда и расставаться с ценным
кадром неприемлемо и расходы сокращать необходимо.
Кроме упомянутого риска нарушения конфиденциальности удаленная работа имеет два фундаментальных минуса:
1. Недоверие многих работодателей, как к работникам, так и к самой системе в целом. Что ж, основания есть – метод нов и еще не очень обкатан. К тому же морально этические качества некоторых сотрудников не способствуют доверию. В большинстве случаев, удаленная работа, каждой фирмой, реализуется методом проб и ошибок. Однако, информационная база постоянно растет и уже есть возможность изучать опыт первопроходцев в практическом внедрении метода «работа – дома».
2. Слабый контроль. Фактор, очень смущающий руководителей, но, по существу – достаточно сомнителен. Если работник не хочет работать - он будет сачковать и в офисе, создавая видимость работы. В итоге фантастическая арендная плата и минимум результата. Если же работник сознателен – он будет таковым и дома. К тому же контроль есть: подетальный план выполнения работ, постоянная связь по телефону или электронной почте и т.д.
Для каждого предприятия, естественно, удаленная работа поднимает ряд своих, специфических проблем. Руководителю стоит тщательно подсчитать: сколько тратится средств на содержание офисного рабочего места и сколько он потратит на решение проблем
реорганизации. Готов поспорить, что в 6 случаях из 10 первая цифра будет явно выше.
Стоит здесь так же упомянуть аутсорсинг и фриланс.
В первом случае, руководитель заключает договор на выполнение определенного вида работ со сторонней организацией, и сотрудники находятся в ее штате. Это хорошая альтернатива собственным офисным работникам и удаленной работе.
Фриланс имеет веский смысл при выполнении отдельных проектов или же при систематической потребности в продуктах творческой работы. Не обязательно кого-то нанимать на постоянной основе – конкретный продукт (от бизнес–плана или рекламного лозунга до специфических компьютерных программ) может быть заказан фрилансеру на разовой основе с оплатой по договору, что не требует включения его в штат.
Для многих фирм малого, среднего и даже крупного бизнеса плюсы, которые дает удаленная работа, аутсорсинг или фриланс в совокупности - значительно превышают минусы, особенно с точки зрения затрат на сотрудников.
Умелое маневрирование между этими тремя формами освобождения от офисных проблем поможет руководителю не только снизить расходы, но и повысить эффективность труда. Не исключено, что в бизнес-школах скоро появится курс «принципы удаленного управления».
bizataka.ru