Имея несколько автоматов по продаже кофе или шоколадок, можно ежемесячно зарабатывать $2-3 тыс. Этот рынок в России сегодня практически свободен.
Хорошо забытое старое
Первые "умные" машины для продажи товаров были придуманы около 100 лет назад. Еще в начале прошлого века в Санкт-Петербурге появились автоматы, которые выдавали за монетку шоколадки в фольге. Затем идея на время "заглохла" и возродилась гораздо позже, уже в советское время. В 60-е годы автоматы с газированной водой за три копейки опутали сетью сотни городов Советского Союза. А сейчас торговля по принципу "опусти монетку, получи конфетку" фактически переживает в России свое третье рождение.
- Сегодня этот рынок в России практически пуст. Парк автоматов для вендинга не превышает нескольких тысяч, - говорит Игорь Лунин, представитель компании "Формтрейд", поставляющей и обслуживающей оборудование для вендинга.
По мнению Игоря Лунина, в Москве насчитывается всего около 5 тыс. автоматов. Из них около 1500 принадлежит Coca-Cola, около 500 - Nestle, небольшую долю занимает PepsiCo, TetraPak и автоматы по продаже штучных товаров: жвачки, карточек для мобильных телефонов, игрушек. При этом потенциал рынка огромен: по мнению экспертов, только Москва способна "поглотить" до 500 тыс. автоматов.
- Простор для деятельности грандиозный, и вендинг, я полагаю, будет одним из самых динамично развивающихся видов бизнеса, - прогнозирует Игорь Лунин. - Эта тенденция сохранится как минимум 5 лет, в течение которых рынок будет стремительно расти.
По сравнению с обычной торговлей, вендинг имеет массу плюсов. Во-первых, торговые автоматы просты в эксплуатации и надежны. Во-вторых, благодаря скромным габаритам они умещаются на 1 кв. м площади. К тому же они не требуют постоянного контроля за ними, не ошибаются при выдаче сдачи, как продавцы, и не бюллетенят. И, наконец, прибыль в этом бизнесе может доходить до 100%.
Технология старта
Начать вендинговый бизнес несложно: даже в столице найдется немало свободных точек, а в регионах поле и вовсе "непаханое". Найти поставщиков сырья и торгового оборудования не составит труда. На рынке достаточно компаний, предлагающих решения "под ключ".
Есть, как минимум, два варианта для запуска вендинг-бизнеса. Первая схема предусматривает наличие $50-100 тысяч. На эти средства можно купить десяток дорогих кофе-машин, поскольку именно они позволят добиться максимальной отдачи. Вторая схема предполагает вложения в пределах $10-15 тысяч, на которые покупаются или берутся в аренду с правом выкупа два-три автомата.
- Мы можем дать один из автоматов в аренду на два месяца бесплатно - рассказывает Игорь Лунин. - За это время вы можете оценить все преимущества работы на нем, и если вас что-то не устраивает, отказаться от дальнейшей работы.
Как считают специалисты, самое главное для ведения успешного бизнеса - сразу обзавестись не одним, а несколькими автоматами.
- Одного автомата для старта недостаточно - убеждена Инна Войц, менеджер по продажам компании "Профессиональные торговые автоматы". - Пусть это будет несколько автоматов разных фирм. Даже если два из трех автоматов стоят в неправильном месте, третий может приносить хорошую прибыль. Тогда становится очевидным, что два других надо просто переустановить, а не сворачивать всю деятельность.
Парк автоматов может состоять из однотипного оборудования, а можно обзавестись разными видами автоматов - для продажи кофе, газировки, снэков. Именно так в свое время поступила компания "Вендорус".
- Начиная с лета 2002 года, мы в тестовом режиме испытывали несколько десятков автоматов: отслеживали, какая продукция пользуется большим спросом, искали многолюдные места, просчитывали рентабельность - вспоминает генеральный директор компании Юрий Пименов. - В итоге мы остановились на 3 видах автоматов различных производителей. Сегодня мы установили более 200 автоматов по всей Москве. А в настоящий момент мы разрабатываем свой автомат с учетом недостатков оборудования, существующего на рынке. В конце года его производство будет поставлено на поток.
Для тех, кто решил заняться веднигом, наверняка приятно будет узнать, что регистрировать торговые аппараты как кассовые не нужно. Все предприниматели, ведущие этот бизнес, платят вмененный налог.
- Я сомневаюсь, что законодательное регулирование торговли через автоматы кардинальным образом изменится. Если в Европе ничего дельного не придумали, то и у нас, скорее всего, все останется, как есть" - прогнозирует Инна Войц.
Но даже если законодатели доберутся до вендинга, ничего страшного не должно произойти. Скорее всего, все закончится введением вмененного налога на единицу оборудования, как в Европе.
Было бы место
Принципиальное значение для вендинга имеет выбор места: прибыль владельца автомата напрямую зависит от количества потенциальных покупателей. В безлюдном месте срок окупаемости автомата может растянуться до 5 лет, а в хорошем - сократиться до полугода.
Беспроигрышные места - это аэропорты, торговые центры, вокзалы, вузы, офисы, магазины, то есть места массового скопления людей. Но успех зависит и от того, какой вид аппарата стоит в том или ином месте. Кофемашины и автоматы по продаже газировки целесообразнее устанавливать в офисах и в учебных заведениях. Продажа презервативов может принести прибыль в ночном клубе. А торговля жвачкой пойдет "на ура" в детском развлекательном центре или магазине "Детский мир".
Учитывая особенности менталитета наших граждан, не стоит устанавливать аппараты на улице. Однажды на ВВЦ десантники в свой профессиональный праздник отправили дорогостоящий аппарат Coca Cola в фонтан "искупаться".
На практике возможны четыре основные схемы взаимодействия с владельцем той площади, куда вы собираетесь поставить свои автоматы.
Стандартный вариант - заключение обычного договора "о возмездном оказании услуг" на срок менее года, чтобы не регистрировать сделку. Как правило, за метр площади ее владельцы просят $50-100 в месяц.
- Бывает, что нам предлагают платить за один кв.м до $200. В таких местах мы не ставим свое оборудование, так как это невыгодно, - рассказывает Юрий Пименов.
Многие владельцы автоматов заключают соглашение об использовании площади с ее владельцем, платя ему определенный процент от продаж.
- Это не самый выгодный вариант для владельца автомата, но часто на него охотно идут владельцы площадей, - говорит Игорь Лунин. - Главное договориться о размере этого процента. Платить больше 20% не имеет смысла.
Еще один способ, имеющий право на существование, - убедить арендодателя поставить автомат бесплатно. Это возможно при условии, что кофе, газировка, соки и другие товары жизненно необходимы обитателям того здания, где стоит автомат - например, сотрудникам офиса, студентам или школьникам.
Еще один вариант - сдача автомата в субаренду владельцу площади. Тогда вы не платите за аренду площади, однако прибыль от работы автомата поступает ее владельцу. А хозяин оборудования имеет доход только в том случае, если сумеет убедить субарендатора покупать у него необходимые для автомата наполнители.
На чем легче заработать?
Специалисты считают наиболее рентабельными автоматы по продаже горячих напитков и советуют начинать свое дело именно с них.
- Норма прибыли, которая получается при продаже через торговые автоматы упакованных продуктов - шоколадок, снэков и газированной воды гораздо меньше того процента, который имеют вендеры на горячих напитках" - уверен Игорь Лунин.
Наиболее рентабельными являются кофемашины, которые продают не растворимый, а свежесваренный кофе - считает Инна Войц, менеджер отдела продаж компании "Профессиональные торговые автоматы", занимающейся продажей и обслуживанием автоматических кофемашин и торговых автоматов итальянской фирмы SAECO.
Источник высокой прибыли для владельцев кофемашин - достаточно ощутимая разница между себестоимостью продукта (3 рубля) и розничной ценой (10-15 рублей). В день один автомат продает в среднем от 40 до 120 порций, что в месяц приносит владельцу машины $500-600. Поэтому, несмотря на высокую стоимость автоматов - $4-7 тыс. они быстро окупаются.
- За 9-10 месяцев работы кофемашина полностью окупит себя. А если автомат установлен в хорошем месте - это произойдет раньше - через 6-8 месяцев, - говорит Ирина Войц.
По рентабельности с кофемашинами можно сравнить только автоматы, самостоятельно готовящие пончики, картофель-фри или попкорн. Но в России подобные модели пока не представлены.
Аппараты по продаже упакованных продуктов можно рассматривать как дополнительное направление к бизнесу, так как наценка на продаваемый из этих автоматов товар составляет не более 30%.
Неосвоенная ниша - это рынок автоматов, предлагающих свежевыжатые соки. Наценка на свежеотжатые соки высока. Себестоимость одной порции - около 10 рублей, а минимальная цена 200-граммового стаканчика апельсинового сока - 40 рублей. По опыту работы европейских вендинг-операторов, средний уровень продаж через такой автомат - это 60-80 стаканчиков в день.
Следовательно, ежемесячная прибыль от эксплуатации одного автомата находится в пределах от 1620 до 2160$, а чистая прибыли составит - 900 -1400$. Однако для установки такого аппарата надо выбирать только те места, где обитают обеспеченные граждане.
Небольшие аппараты по продаже штучных детских товаров - конфет, жвачки тоже можно рассматривать, как вариант для старта бизнеса. Такие автоматы ("Сорвиголова", "Визард") недороги - порядка $400, очень компактны и позволяют делать 100-процентную наценку на наполнители. Однако не стоит ожидать от них получения солидной прибыли, особенно при торговле дешевой жвачкой по 2 рубля или конфетами.
- В месяц через один аппарат можно продать 3000-4000 штук конфет - делится опытом директор компании "СВИТ" Михаил Рябой.
Заработать больше - около $500 - можно при продаже более дорогих игрушек в капсулах. Но только если аппарат установлен в хорошем месте и в день через него продается 50-100 капсул.
С точки зрения рентабельности выгодным является использование аппаратов по продаже сигарет. Но в России устанавливать их запрещено законом.
Проблемы бизнеса
Главная напасть владельцев торговых автоматов - воровство. Случается, что наемные работники, инкассирующие автоматы, кладут часть выручки в свой карман. Как рассказал один из предпринимателей, то в одной, то в другой точке у него время от времени полностью исчезала дневная выручка. Виновником оказался наемный инженер, который сделал копии ключей и регулярно обчищал автоматы.
На втором месте в списке проблем стоит вандализм потребителей. Единственная защита от него - размещение автоматов в местах с хорошей репутацией или охраной.
А вот технические проблемы, как правило, возникают только при покупке не нового оборудования. Предприниматели, пытающиеся сэкономить, в результате теряют гораздо больше.
- В "б\ушных" аппаратах часто выходит из строя электроника. При этом простой сокращает объем продаж вдвое. То есть "подержанный" автомат будет окупаться два года вместо одного - констатирует Игорь Лунин.
ВИДЫ ТОРГОВЫХ АВТОМАТОВ
В России наиболее популярны автоматы следующих типов:
- Для приготовления горячих напитков - кофе, капуччино, какао, чая, бульона. Некоторые машины могут готовить только растворимый кофе и напитки, другие - кофе из зерен. Впрочем, есть и автоматы "2 в 1", позволяющие готовить кофе как из зерна, так и из сублимированного продукта.
- Для продажи прохладительных напитков в банках или бутылках. Есть также комбинированные варианты, которые продают как прохладительные, так и горячие напитки. Такая комбинация позволяет компенсировать летний сезонный спад на горячие напитки.
- Для продажи штучного товара. С их помощью можно реализовывать практически любой упакованный товар: шоколадки, чипсы, презервативы, соки. Такие автоматы позволяют продавать до 56 позиций фасованных товаров (например, автомат SAECO Break Point 56).
- Комбинированные автоматы для продажи напитков и снэков. С их помощью можно продавать до 8 горячих напитков и до 22 позиций фасованных товаров.
- Для приготовления свежевыжатых соков. Способны отжимать соки из цитрусовых: апельсинов, мандаринов, грейпфрутов. Сквозь прозрачное окошко покупатель может наблюдать за процессом приготовления сока.
- Для продажи товаров для детей. Через такие автоматы реализуют детские жвачки, конфеты и игрушки в специальных капсулах.
Цены на автоматы колеблются в пределах $200-10000. Самые дешевые - механические машины с детскими товарами, а самыми дорогими считаются комбинированные автоматы для приготовления кофе и продажи штучного товара.