Бакай Жунушов, директор «iCAP Investment»: Необходимо провести ревизию всей системы государственного регулирования экономики.
- Бакай, какие шоки, на ваш взгляд, грозят Кыргызстану в новом году? Насколько программа правительства оправдает ожидания общества? Какой должна быть бюджетно-налоговая политика, чтобы выйти на развитие экономики? Возможно ли сокращение расходов и увеличение доходов и за счет чего?
- Думаю, что шоков для нашей страны в этом году будет достаточно. Но прошедший год еще раз нам доказал, что то, что нас не убивает, делает нас сильней. Наша экономика без очень больших потерь прошла через испытания весны и лета 2010 года, когда были обескровлены многие предприятия в двух наиболее крупных городах страны и соседние государства создавали различные препоны путем закрытия границ (ущерб составил 320 млн.дол.США, что подтверждено экспертным исследованием). И, несмотря на эти трудности, наша экономика показала поразительную устойчивость, а некоторые отрасли экономики показали даже увеличение валовой выручки.
Благодаря тому, что теперь у нас есть постоянный состав Жогорку Кенеша и Правительства, мы можем утверждать, что политические потрясения страну в этом году не ожидают, если конечно не случится форс-мажор в виде роспуска парламента. В то же время, есть некоторые опасения по поводу предстоящих в этом году выборов Президента страны, т.к. это может внести относительную нервозность.
К внешним шокам для страны можно отнести вероятный новый виток мирового финансового кризиса, о котором говорили многие международные эксперты и это не кажется столь уж призрачной перспективой, учитывая шаткое положение в экономике еврозоны. Учитывая это, необходимо будет укреплять внутренние резервы, и создавать финансовую подушку на случай наступления риска.
К сожалению, эти риски не были каким-либо образом отражены в плане Правительства на 2011 год, о котором было заявлено недавно. Там имеются скорее меры тактического характера, не носящие системный характер. К примеру, в этом плане дается поручение «Разработать пакет мер по увеличению заработной платы работникам сферы образования», в то же время это поручение не имеет причинно-следственной связи, то есть, не говорится, откуда взять средства на это. В плане лучше было бы ответить на проблемы дефицита бюджета изменением текущей модели обеспечения его доходной части, элементами которой являются таможенная система, налоговая система, система соцзащиты, доходы от государственных предприятий и имущества.
Кроме того, необходимо включить в программу правительства и пересмотр расходной части бюджета с целью ликвидации и сокращения отдельных статей расходов. Недавно я услышал, что Правительство Республики Коста-Рика отказалось от военных расходов и все эти расходы они тратят на развитие отдельных отраслей экономики. Конечно, финансирование осталось только для обеспечения национальной безопасности. Мне кажется, этот опыт Коста-Рики был бы для нас поучительным.
Вряд ли можно сказать, что программа нового правительства оправдает ожидания общества, если не будут проведены системные реформы. Недавно мы посчитали сумму увеличения поступлений бюджет в идеалистическом случае проведения реформ и истребления коррупции и воровства, и получилось, что бюджет может выручить до 186 млрд.сом дополнительных средств. Реалистично предположим, что будет проведено только 10% реформ, то это означает, что будет получено не 186, а 18,6 млрд.сом, а это и есть тот размер дефицита, который закладывается в бюджет 2011 года.
Мы лишь можем молиться на появление политической воли у руководства страны для проведения системных реформ.
- Какие первоочередные задачи должны быть реализованы в первую очередь? Сегодня правительство надеется поднять экономику за счет делового и инвестиционного климата. Насколько это реально и при выполнении каких действий?
- В первую очередь должна быть проведена ревизия всей системы государственного регулирования экономики. Должно быть ликвидировано излишнее коррупционное и обременительное регулирование бизнеса. Налоговая система нуждается в упрощении, таможенная система требует срочной модернизации, система социальной защиты требует пересмотра размеров ставок и упрощении. Эти меры помогут реально улучшить деловую среду и инвестиционный климат в стране. Если бизнес почувствует облегчение со стороны контролирующих (порой карательных) органов, то, конечно, однозначно произойдет повышение деловой активности, снижение уровня теневой экономики и уменьшение коррупции, что, в свою очередь, поможет улучшить обеспечение бюджета страны.
С уверенностью могу сказать, что в случае снижения налогового бремени (с учетом размеров социальных отчислений и НДС) до уровня 10-15% от валовой выручки предприятий, вкупе с определенным упрощением в администрировании и отчетности, произойдет резкий выход предприятий в легальный бизнес, увеличение официального ВВП, снижение доли теневой экономики. За примерами далеко ходить не надо. В Грузии эти меры позволили снизить уровень теневой экономики до 3-5%, тогда как у нас он сейчас составляет 50%.
Можно также перечислить и некоторые неэкономические меры, которые должны сопровождать реформы – это смена ценностей и элит. Не могут бывшие партократы и коммунисты стать в одночасье демократами и реформистами. Нужно ввести систему квотирования, когда 50% высших должностных позиций должны быть представлены людям в возрасте до 35 лет только с высшим международным образованием.
- НБКР разработал 2 сценария прогноза уровня инфляции на 2011 год: по оптимистичному, она составит до 10%, по пессимистичному – около 18,5. Как вы думаете, какой реальнее и почему? Возможно, ли сегодня добиться снижения влияния мирового роста цен в Кыргызстане, и каким образом?
- Думаю, пессимистичный сценарий наиболее реальный, т.к. мы наблюдаем значительное повышение уровня мировых цен на продовольственную продукцию и энергоносители. «Благодаря» нашей нефтяной зависимости от РФ (93% всего баланса), мы не сможем обеспечить стабильное развитие экономики. К сожалению, именно наша зависимость от авторитарных режимов (РФ входит в число «преимущественно несвободных экономик» по последним рейтингам) ставит нас в излишне рискованное положение. Более того, есть еще и негативный прогноз того, что и наше газовое хозяйство будет зависеть от российского энергетического гиганта «Газпром». Именно из-за отсутствия альтернатив мы оказались в том положении, когда цены на энергоносители, а за ними и на все жизненно важные товары, растут не в арифметической, а геометрической прогрессии, что наглядно демонстрируется уровнем инфляции.
В этом отношении мы должны придерживать общепринятого правила: максимально диверсифицировать экономику, как по импорту, так и по экспорту. Ни одна страна и компания не должна занимать больше 20% нашего экспорта или импорта. Тогда будет обеспечена конкуренция между ними за экономические отношения с нашей страной, и, соответственно, будет поле для маневров и снижения риска роста цен.
- Какие риски имеем в экономике в связи с поздним рассмотрением госбюджета, с инфляцией и т.д.?
- Основным риском является то, что появляется неопределенность в обеспечении отдельных статей бюджета. Некоторые социальные объекты могут остаться без финансирования в то время, как отдельные чиновники смогут использовать эту неразбериху для своей выгоды.
Конечно, нам нужно скорое рассмотрение и утверждение бюджета, но все же, без ущерба его качеству. Инфляцию лучше закладывать максимальную, чтобы потом не было неприятных сюрпризов.
«Открытый Кыргызстан»